1 ноября 1931 года родился всемирно известный пианист и выдающийся педагог Дмитрий Башкиров.
Дмитрий Башкиров – пианист очень редкого дарования: «вдумчивый», педантичный, самокритичный. Он выступал в лучших залах мира, его яркую, темпераментную игру невозможно было забыть, ему рукоплескала придирчивая публика в самых разных странах, после его концертов пресса буквально взрывалась восторженными рецензиями.
Но талант этого человека проявился не только в исполнительстве – он стал прекрасным педагогом, уважаемым и любимым своими преданными учениками, что удается далеко не всегда и не всем, даже самым крупным музыкантам.
Дмитрий Башкиров не ощущал своего возраста, до последнего оставался недовольным собой и продолжал стремиться к совершенству, а на просьбу близких «работать поменьше», справедливо отвечал:
«Когда я играю, я воспринимаю все вокруг так же, как 30 лет назад. Отнимите у меня это, и я сразу почувствую свой возраст».
С бесконечным уважением и трепетом пианист вспоминал своих родителей и особенно бабушку, которой он был обязан тем, что музыка стала для него не просто профессией, а смыслом жизни:
«Она привила мне любовь к музыке, а не убила ее бесконечными упражнениями».
С большой благодарностью он отзывался о своем первом учителе – Анастасии Давыдовне Вирсаладзе, которая научила его относиться к роялю как к живому существу, чтобы тот ответил взаимностью.
Дмитрий Башкиров также вспоминал и о победе на одном из крупнейших музыкальных конкурсов – Международном конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже в 1955 году.
К всеобщему недовольству публики, болевшей за своего соотечественника, Башкиров получил Гран-при из рук самой Маргариты Лонг. Он вспоминает, как на следующий день после окончания конкурса во французской прессе появились гневные рецензии:
«Этим поступком Маргарита Лонг нанесла пощечину всей Франции».
Победа в конкурсе оказалась очень значимой в творческой судьбе музыканта: сразу после нее у пианиста началась активная концертная деятельность в стране и за рубежом.
Одним из первых больших заграничных выездов Башкирова стала поездка в составе официальной правительственной делегации в Бирму, Индию и Афганистан.
Советское посольство устраивало приемы каждый день. Пианист вспоминал, насколько разношерстной была их делегация: музыканты, акробаты, гимнасты. Дмитрий Башкиров рассказывал, как ему посчастливилось познакомиться со всемирно известным импресарио Солом Юроком, работавшим в свое время с Рахманиновым, Шаляпиным и другими легендарными музыкантами. Не каждому в жизни представляется такая возможность.
В 1961 году Сол Юрок организовал Башкирову большое турне по США и Канаде. 20 концертов прошли в крупнейших городах и студенческих центрах от Атлантики до Тихого океана, а также в знаменитом Карнеги-холле – мечте всех музыкантов мира, где он имел грандиозный успех.
На пике своей исполнительской деятельности пианист на 8 с половиной лет стал «невыездным» и посвятил себя исключительно педагогике. Возможно, именно в тот момент Башкиров и понял, как это важно для него, потому что он не перестает повторять:
«Педагогику – мою вторую ипостась – я люблю даже больше, чем свою игру, и всегда успехам моих ребят радуюсь больше, чем моим собственным».
Дмитрий Башкиров рассказывал о своей преподавательской деятельности в Московской консерватории, а также в Высшей школе музыки имени королевы Софии в Мадриде, где он почти 30 лет руководил кафедрой фортепиано.
С гордостью он отзывался о своих учениках – Николае Демиденко и Аркадии Володосе, и особенно отмечает Дмитрия Алексеева, ставшего великолепным музыкантом и известным пианистом, но оставшегося таким же скромным и благородным человеком, преданным своему учителю.
Многие ученики считали Дмитрия Башкирова очень строгим, некоторые даже называли его «свирепым» профессором. Но он говорил, что таким и нужно быть, и если бы он к себе относился также требовательно, как к своим ученикам, то как исполнитель добился бы гораздо большего. Исходя из всех его профессиональных правил, принципов, требований и рекомендаций можно вывести формулу мастерства «по Башкирову»:
«Музыка – это отражение всего мироздания, а его познать невозможно, потому что абсолютное совершенство непостижимо. Но можно научиться понимать музыкальную речь, и моя главная задача – научить понимать ее и правильно выражать в звуках то, что задумал композитор.
И выражать точно, потому что уровень исполнительства и интерпретации складывается из мелочей, а приблизительность – это самое ужасное, что может быть в музыке».
Дмитрий Башкиров ушел из жизни 8 марта 2021 года.
Пресс-служба телеканала “Россия К”