4 июля 2019 года исполняется 80 лет Адольфу Шапиро.
Режиссёр, педагог, драматург, лауреат «Золотой маски» и премии Станиславского.
«Он воспитал несколько поколений актёров и зрителей»,
– говорят о нём критики.
А сам режиссер уверен, что «успех губит постановщика», и что главная задача театра – выводить из «зоны комфорта».
Адольф Шапиро всегда тщательно приглядывает за своими постановками. Вот и накануне дня рождения пришел в театр Et Cetera, чтоб проведать свой спектакль «Это так (если вам так кажется)» по Луиджи Пиранделло.
Сам спектакль Адольф Яковлевич всегда смотрит с особых позиций. А если выходит в зрительскую зону, приходится делать неожиданные остановки.
Главной страницей своей судьбы Адольф Шапиро называет Рижский ТЮЗ, который он возглавлял 30 лет, превратив в один из ведущих театров страны. Это был двуязычный театр: труппы играли одна по-русски, другая – по-латышски. Мировую известность Шапиро принесли постановки по русской и зарубежной классике.
«Мне с советскими было неинтересно. И с нынешними неинтересно. Мне интересно с Чеховым, с Шекспиром, Набоковым, Клейстом»,
– заявил режиссёр Адольф Шапиро.
Но с распадом СССР и реорганизацией ТЮЗа Адольф Яковлевич покинул родной театр. Сегодня он – независимый режиссер и театральный педагог, ставит в России и за рубежом – Латвия и Эстония, Никарагуа и Венесуэла, Бразилия, США, Израиль, Франция, Греция.
«Самые родные спектакли – те, которые и для тебя, и для людей, которые с тобой работали, стали частью биографии. Когда те, с кем ты начинал спектакль, и ты сам к концу спектакля были чуточку другим, когда что-то было пройдено такое, что было важно для тебя и для окружающих людей»,
– заметил режиссер.
В Москве Шапиро ставит в Московском художественном, Вахтанговском, Маяковке, театре Табакова, РАМТе.
За оперу – «Лючия ди Ламмермур» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко получил «Золотую маску». Но до сих пор уверен: про театр так ничего и не понял.
«Понял, что в театре, главное – не театр, а жизнь в театре. И что каждому человеку нужен свой театр, что это очень интимное искусство, устанавливающее интимные связи с другим человеком, со зрителем. Потому что, если не устанавливаются интимные связи, тайные я бы даже сказал, театр не интересен. Тогда он просто как индустрия развлечения»,
– подчеркнул Шапиро.
Ему по-прежнему интересно репетировать, создавать другой мир и другую реальность. Сейчас пишет книгу о людях, спектаклях, событиях. Режиссер-философ – известный и востребованный, Шапиро говорит, что счастливая режиссерская судьба.
«Такой не бывает! Поверьте, мне. Путь режиссера – это путь к одиночеству. Это может быть расплата за право руководить людьми. За право, что тебя называют демиургом, за право распределять роли. Человек должен за все платить. И я думаю, что к концу жизни режиссер расплачивается за право распределять роли. Потому что распределять ролей в некоторой степени – это игра с судьбами людей. Подарок судьбы – это работа, жить особой жизнью, жизнью сочинителя»,
– заключил он.
Валерия Кудрявцева, телеканал “Культура”