В конце января мне посчастливилось побывать на концертах и спектаклях в одном из главных музыкальных театров Германии – Дрезденской Земперопер.
Благодаря своей впечатляющей архитектуре и богатому внутреннему убранству, Дрезденская опера является одним из лучших и красивейших театров в мире. Здесь базируется один из старейших немецких музыкальных коллективов – оркестр Дрезденской Штаатс капеллы, который в настоящее время возглавляет Кристиан Тилеман.
В эти дни коллектив под управлением немецкого маэстро гастролирует в странах Азии, ну а перед продолжительным турне Кристиан Тилеман продирижировал программу из сочинений Д. Д. Шостаковича и П. И. Чайковского.
Услышать Тилемана в русском репертуаре – явление довольно нечастое в музыкальной практике, тем больше подогревался интерес к выбранным сочинениям.
В Первом скрипичном концерте Д. Д. Шостаковича солировал датский скрипач с израильскими корнями Николай Цнайдер. Проникновенная манера его игры и глубина интерпретации философского произведения Шостаковича давали о себе знать. Возвышенное звучание скрипки Цнайдера в поэтичном Ноктюрне (1-я часть) и скорбной лирике Пассакалии (3-й часть) дополнялось трагическим аккомпанементом оркестра, стремительный темп Бурлески (финальная dance macabre) сметал буквально все живое на своем пути.
Кристиан Тилеман создал идеальный баланс солисту, предоставляя ему творческую свободу.
Концерт завершила Шестая «Патетическая» симфония П. И. Чайковского. Инструментальный реквием русского гения воспринимался в прочтении Кристиана Тилемана как плач по всему живому на земле, настолько трогательно оказалось его отношение к темповой драматургии симфонического цикла, ясности пропорций и рельефности формы.
Оркестр Дрезденской Штаатс капеллы звучал сбалансированно, сохраняя при этом высочайшую ансамблевую дисциплину игры. Симфонические произведения П. И. Чайковского украшают репертуар старейшего немецкого коллектива. В разное время они звучали под управлением Франца Конвичного, Кирилла Кондрашина, Джузеппе Синополи и многих других выдающихся дирижеров.
Тем отраднее, что Кристиан Тилеман вспомнил о Чайковском, 175-летие со дня рождения которого в этом году отметит весь музыкальный мир.
Еще одно примечательное событие в театральной летописи событий Дрезденской Земперопер связано с премьерой оперы К. Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда».
За режиссерскую концепцию «Пеллеаса» отвечал Алекс Олле, один из режиссеров легендарной каталонской театральной группы «Ла Фура дель Баус». В соавторстве с Олле над нынешним спектаклем работали: сценограф Альфонс Флорес, художник по костюмам Люк Кастельс, световое оформление осуществил Марко Филибек.
Алекс Олле:
«Постановка, задуманная как невероятная концентрация вопросов и ответов, сценографически представлена в виде черного ящика – некой метафоры современных представлений о человеческом разуме как о неразгаданной тайне.
Казалось бы, простая «коробка», но внутри она хранит сложнейшие коды сновидений и информация о трагической смерти Мелиcанды, а с внешним миром связана наиважнейшим элементом – водой. Символистская опера Дебюсси пересказывается на языке снов, и в спектакле чувствуется влияние Метерлинка, Фрейда, есть черты сюрреализма, и эстетически она близка работам современных режиссеров – таких, как Ларс фон Триер или Дэвид Линч. В этом смысле Мелиcанда проживает свою историю снова и снова, а зритель воспринимает ее будто свой сон»
Пространство сцены с первых минут спектакля было озарено сумрачным светом. Постановка выдержана в нарочито символистском ключе. Спектакль не имеет границ времени, именно поэтому мы видим на сцене персонажей в непривычных костюмах, в сознании зрителя возникает представление об условном символистском театре. Метафизика спектакля привносит атмосферу тревоги и смятения.
По замыслу Дебюсси вокал в «Пеллеасе и Мелисанде» должен активно совмещаться со сценической игрой. Исполнительница главной партии шведская сопрано Камилла Тиллинг с этим блестяще справилась.
Канадский баритон Филипп Аддис сегодня признан одним из лучших Пеллеасов современности. Его тембр голоса пленяет чистотой интонаций и благородством.
Среди других певцов, занятых в спектакле, отмечу удачные работы немецких певцов: Тильмана Рённебека в партии короля Аркеля, Кристы Майер в роли Женевьевы и Оливера Цварго в партии внука короля Аркеля – Голо.
Оркестр Дрезденской Земперопер под руководством французского дирижера Марка Сустро звучал мягко и прозрачно, каждая фраза наполнялась естественным дыханием и свежестью, что придало спектаклю несомненную ясность и динамичность.
Виктор Александров (Дрезден, Германия), ClassicalMusicNews.Ru