Дни Дмитрия Шостаковича в Горише – уникальное явление немецкого фестивального ландшафта. Праздник международного класса в деревне с населением в 600 человек прошел в пятый раз.
Тяжелые ветки буквально ломились от яблок. Просто нельзя было не остановиться возле плантации, где любой может собрать столько урожая, сколько захочет. “Вы на Шостаковича?” – деловито спросил меня хозяин плантации, взвешивая мои пять яблок. “Я там тоже буду. Помогаю с электричеством. С вас 20 центов”.
От великого до великого
Дмитрий Шостакович, одна из центральных фигур мировой музыки 20-го века, дважды побывал в крошечном (600 жителей) курортном городке на высоком берегу Эльбы, всего в 40 километрах от Дрездена, в живописной местности, именуемой Саксонская Швейцария. Впервые он приехал сюда в июле 1960 года. Поводом была “творческая командировка”: Шостакович должен был написать музыку для восточногерманского фильма “Пять дней, пять ночей”, рассказывающего о спасении сокровищ Дрезденской картинной галереи советскими военными. Для этого он, по приглашению “германских товарищей”, прибыл в Дрезден, дабы писать “по живым впечатлениям”. Вид чудовищно разрушенного города поразил композитора. После этого предусматривалось двухнедельное пребывание в “государственном гостевом доме” – закрытом пансионате для высоких гостей, где в разные времена гостили, например, Ким Ир Сен и Александр Шолохов.
За этими окнами квартиры на втором этаже Шостакович за три июльских дня пишет свой знаменитый Восьмой, исповедальный, квартет. “Его называют “дрезденским”, а правильно было бы называть “горишским”, – говорит художественный руководитель фестиваля, заведующий программным планированием оркестра Staatskapelle DresdenТобиас Нидершлаг (Tobias Niederschlag). Восьмой квартет стал единственным сочинением Шостаковича, написанным за пределами Советского Союза. 20 лет спустя, в 1972 году, композитор еще раз приехал в полюбившийся тихий уголок Саксонии.
Этих в общей сложности четырех недель и одного сочинения оказалось достаточно в качестве повода для создания фестиваля Шостаковича в Горише. Как всегда, в истории не обошлось без группы личностей: таковыми стали как музыканты оркестра StaatskapelleDresden, так и инициативная группа местных жителей. Следует заметить, что Гориш – не какая-нибудь деревня, да и вообще не деревня. Это старинный курорт, где традиционно поселялась на лето, а потом и “на покой” дрезденская интеллигенция.
Шостакович для всех
Безумная на первый взгляд затея уже в первый год увенчалась грандиозным успехом: о трехдневном фестивале, который прошел в просторном амбаре для хранения сена (единственном достаточно крупном здании в Горише), благосклонно написала центральная пресса, зал был переполнен. Уже со следующего года ведущие музыканты Германии стали почитать приглашение в Гориш за честь – и это при том, что фестиваль не платит и не может платить гонораров. “Наши артисты – наши главные спонсоры”, – отмечет Тобиас Нидершлаг. Также, как и почти полсотни жителей Гориша, которые на абсолютно общественных началах делают всю грандиозную организационную работу – от расстановки стульев до вручения букетов музыкантам.
“Пять лет назад кое-кто переспрашивал: “Шоста… – кто?”,
– вспоминает Фридерике Кюблер (Friederike Kübler), председатель гражданской инициативы “Шостакович в Горише” (Schostakowitsch in Gohrisch).
– Сейчас, когда я иду по деревне, меня окликают: “Когда же снова будет наш фестиваль?”.
Идея фестиваля сплотила местных жителей, придала иную динамику уж слишком спокойной жизни в Горише. Ну, и владельцы местных кафе и гостиниц (Гориш живет туризмом) не имеют ничего против оживления конъюнктуры, пусть и краткосрочного.
Гидон Кремер: вторая премия имени Шостаковича
За такую умную и драматургически выстроенную программу, какая получилась у создателей фестиваля в этом году, не было бы стыдно ни одному международному празднику.
Впечатляет и список исполнителей: Яша Немцов, Анна Винницкая, Гидон Кремер и его ансамбль “Кремерата Балтика” пожаловали в Гориш. Гидону Кремеру была вручена и премия имени Шостаковича, также учрежденная друзьями фестиваля. “Вы знаете, мне однажды уже вручали премию имени Шостаковича, – отметил, как всегда слегка саркастично, Гидон Кремер. – Только вот с человеком, который мне ее вручал, я бы сегодня не стал разговаривать. Надеюсь, что мои отношения с этим прекрасным фестивалем сложатся более благополучно”.
Гидон Кремер стал лауреатом премии Шостаковича, учрежденной фондом Юрия Башмета. Актуальная позиция Гидона Маркусовича делает для него “нерукопожатными” целый ряд российских коллег. Почему-то кажется, что с Горишем такого не произойдет.
Анастасия Буцко, “Немецкая волна”