“Прощальный” спектакль, после которого звезда оперного Аюна Базаргуруева уезжает по контракту в знаменитую Мариинку, оказался не таким уж прощальным.
“Прощальный” спектакль – опера Дж. Верди “Аида” – после которого звезда Бурятского государственного театра оперы и балета Аюна Базаргуруева уезжает по контракту в знаменитую Мариинку, оказался не таким уж прощальным. Как заявила после спектакля оперная дива, “…я не прощаюсь с театром и Бурятией”, а глава республики Вячеслав Наговицын, поздравивший певицу после спектакля подтвердил, что с руководством Мариинского театра в Санкт-Петербурге достигнута договоренность о сотрудничестве Аюны Базаргуруевой с родным театром во время творческих перерывов.
“Аюна Базаргуруева не покидает наш театр в том смысле, что покидает совсем, что переезжает от нас. У нее контракт с Мариинским театром, она будет работать, но и к нам приезжать. Уже проведены переговоры с Мариинкой о том, что они не будут препятствовать в том, что когда есть творческие перерывы, чтобы она приезжала к нам и делилась опытом. Для нас это очень важно, это обмен опытом. Мариинский театр есть Мариинский театр, со своей школой. Аюна быстро войдет в курс всех событий, думаю. И такой творческий обмен – это очень хорошо. У нас есть тоже артисты, которые приезжают к нам из других театров, из других стран и городов”,
– рассказал Вячеслав Наговицын.
На вопрос, как предотвратить отток творческих кадров из Бурятии, Вячеслав Наговицын отметил, что стоит разделять, как и зачем уезжают из республики молодые артисты.
“Смотря какой отток – если на повышение, так сказать, едут, по контрактам, это хорошо. Пускай учатся, развиваются, всегда этому рады, надо способствовать этому. А вот если отток из-за того, что нет условия, нет жилья, маленькая зарплата – да, здесь надо решать эти вопросы, и мы будем заниматься этим обязательно”,
– сообщил глава региона.
Поделился Вячеслав Наговицын и своими впечатлениями от спектакля.
“На “Аиде” – в первый раз. Но супруга моя неоднократно ходила, она хороший комментатор, все мне рассказала. Очень понравилось, я не ожидал такого от нашего театра, такой масштабный спектакль. Сегодня все артисты, и не только оперного, и других театров, более 200 человек принимали участие в этой постановке.
Новый дирижер, новый художественный руководитель, они очень стараются. Справляются с задачей. Сейчас в театре создана такая хорошая аура, театр будет подниматься. Вы знаете, что в театре были такие моменты сложные с руководством, были проблемы. А сейчас коллектив как никогда сплочен. Сегодня весь коллектив – от вахтеров до водителей принимал участие. Мы получили огромное удовольствие.
Во-первых, если заметили – все новые костюмы, не так как в перестроечные годы донашивали старые костюмы. Теперь каждый год по одной постановке делает театр, и для “Аиды” все было обновлено.”
По словам министра культуры Бурятии Тимура Цыбикова, “Аида” – одна из самых масштабных постановок последних лет.
“Из республиканского бюджета было выделено порядка 3 млн рублей, оказал помощь и федеральный бюджет, при поддержке минкульта РФ – около полумиллиона рублей, и еще более 730 тысяч рублей – спонсорская помощь от компании Mitsubishi Corporation.
Спектакль очень масштабный, технически сложный. Масштабности все удивляются. Заняты в спектакле действительно все сотрудники театра – технический персонал в том числе, привлекаем профессиональных спортсменов, которые занимаются культуризмом, выносят тяжести, силовые сложные поддержки”,
– рассказал министр.
После отъезда Аюны Базаргуруевой партию Аиды будет исполнять народная артистка Бурятии Марина Коробенкова.
“С точки зрения маркетинга мы будем приглашать для исполнения этой партии солистов из других театров. Спектакль должен жить, и чтобы люди шли на какие-то имена, будем приглашать. Что хорошо, у нас сейчас спектакли идут на языке оригинала, поэтому можно из любых стран мира приглашать солистов.
Раньше долгие годы многие спектакли шли с переводом на русский язык, для того чтобы публика легче воспринимала. Теперь мы делаем подстрочный перевод, и слушаем оперу на языке оригинала. Это позволило Аюне поехать в другие театры, в том числе и Мариинку, и исполнять партии на языке оригинала. И Намхайн Мунхзул поет партию в “Летучем голландце” на языке оригинала и уже получил приглашение в Большой театр оперы и балета Республики Беларусь.”
В этот вечер совершенно блистательно провела свою партию – сложнейшую и в вокальном, и в эмоциональном смысле – солистка оперного, заслуженная артистка России Оксана Хингеева.
“Партия, конечно, кровавая. Выйти из нее очень сложно, уснуть этой ночью точно не смогу, – поделилась своим состоянием после спектактя певица.”
Сама виновница события Аюна Базаргуруева отметила после спектакля:
“Да что же вы меня совсем провожаете! Никуда я не деваюсь, и не прощаюсь с театром и Бурятией!”
Напомним, что молодой певице после блистательного выступления 21 февраля на сцене Мариинского театра (Санкт-Петербург) поступило приглашение от руководства подписать контракт с театром. Ее выступление было отмечено музыкальными критиками и художественным руководителем театра Валерием Гергиевым. Также особо отметил молодую солистку присутствовавший на премьерной постановке Владимир Спиваков, художественный руководитель и дирижер Государственного камерного оркестра “Виртуозы Москвы”.
Традиция выступлений бурятских певцов в Мариинском театре была начата народным артистом СССР Лхасараном Линховоиным. В 60-80 годы его часто приглашали петь Мефистофеля в “Фаусте”, Кончака в “Князе Игоре”, позже по приглашению Мариинского театра в опере “Аида” пели Галина Шойдагбаева и Дугаржап Дашиев. После этого в Мариинском театре по приглашению работала Валентина Цыдыпова.
Приглашение солистки Бурятского оперного театра Аюны Базаргуруевой доказывает, что не потеряна связь времен и сегодня продолжается прекрасная традиция великих сынов и дочерей бурятского народа – талантливые оперные певцы прославляют родную Бурятию за ее пределами.
Справка:
Аюна Базаргуруева – лауреат III премии Международного конкурса исполнителей итальянской оперы Competizionedell’Opera (2012 г.), лауреат II премии Международного вокального конкурса имени Пурэвдоржа (2012 г.), лауреат I премии Международного конкурса вокалистов им. Л. Линховоина.
В творческом багаже солистки Бурятского государственного академического театра оперы и балета Аюны Базаргуруевой: Марфа – “Царская невеста” Римского-Корсакова, Сента – “Летучий голландец” Вагнера, Недда – “Паяцы” Леонковалло, Микаэла, Фраскита – “Кармен” Бизе, Чио-Чио-сан – “Мадам Баттерфляй” Пуччини, Иоланта – “Иоланта” Чайковского, Татьяна – “Евгений Онегин” Чайковского, Лиза – “Пиковая дама” Чайковского, Аида – “Аида” Пуччини, Парася – “Сорочинская ярмарка” Мусоргского, АрюунГоохон – “Энхэ Булат баатор” Фролова и др.