В России после почти 17-летней «генеральной паузы» в выступлениях на местных подмостках дал несколько концертов пианист и композитор, один из апологетов российского минимализма Антон Батагов.
Три первых его выступления состоялись в Перми в рамках Дягилевского фестиваля: 24 мая 2013 г. – с программой И. С. Баха, 26 мая – с программой от Уильяма Бёрда (1540 – 1623) до Джона Кейджа и нашего современника Филипа Гласса.
28 мая состоялась мировая премьера собственного сочинения Антона Батагова «Избранные письма Сергея Рахманинова». 16 сентября первое исполнение этого сочинение в Москве символично прозвучало в Рахманиновском зале консерватории. Вход в зал был свободным, в результате – переаншлаг и толпа возмущённых слушателей, не попавших в зал. Любопытный штрих к ситуации: на этом концерте побывали студенты Николо-Угрешской семинарии, одного из самых консервативных учебных заведений Русской Православной Церкви Московского патриархата.
«Избранные письма Сергея Рахманинова» Антона Батагова были объявлены к исполнению в первую в нашей истории «Ночь музыки» 5 октября 2013 г. в Камерном зале Московского международного дома музыки — и опять со свободным входом. И, естественно, вновь переаншлаг, возмущённая толпа в несколько сот человек, не сумевших попасть в зал. Через эту толпу музыкальным журналистам пришлось прорываться с боем: в тот раз часть публики разместилась полулёжа прямо на сцене и вокруг рояля.
Антон Батагов не выступал в России без малого 17 лет, с тех пор как в 1997 году перестал выступать и уединился в студии, – совсем как Гленн Гульд. Причиной тому было мнение Батагова, что играть здесь не перед кем: нет такого зала, наполненного слушателями, кому его музыка интересна. В 2009 году он возобновил выступления, но не в России, а в Америке, где поселился.
Там же он сочинил цикл из 10 пьес «Избранные письма Сергея Рахманинова». Поскольку это абсолютно новое сочинение, уместно привести его состав (в конце статьи), как и рассказ композитора о предыстории произведения.
«В октябре 2012 года я посетил могилу Рахманинова. Он похоронен на кладбище Кенсико, которое находится в деревушке под названием Валхалла, в получасе езды от Нью-Йорка. Вокруг – живописные холмы, аккуратные домики, подстриженные газоны, идиллические озёра и ручьи.
Рядом с Рахманиновым похоронены актёры, писатели, политики, военные, бизнесмены, а также «простые смертные» со всего мира: американцы, русские, эстонцы, китайцы… Великий музыкант, слышавший Вселенную как ликующе-трагическое колокольное пространство, мощное и бескрайнее, Рахманинов покинул Россию и стал частью совсем другого мира.
Стоя у его могилы, я почувствовал, как это пространство резонирует во мне. Вернувшись домой, я начал сочинять фортепианный цикл. В этом цикле Рахманинов пишет письма композиторам-постмодернистам. Он сам был анти-модернистом. Он не совершал революций, не «опережал время» и не боялся выглядеть старомодным.
На первый взгляд кажется, что он не повлиял ни на кого из композиторов конца ХХ – начала XXI века. И всё же его незримое магическое присутствие ощущается в музыке некоторых авторов: и тех, кого называют «современной классикой», и рок-музыкантов. И наоборот: когда бесконечные рахманиновские мелодии раскручиваются из кратчайшего мотива – буквально из двух-трёх нот – слово «минимализм» уже готово сорваться с языка… Впрочем, пути этих взаимодействий – штука настолько тонкая и неочевидная, что не хочется огрублять её музыковедческими терминами.
Итак, Рахманинов обращается к будущим композиторам. Среди современников ни одного адресата не нашлось, что вполне естественно: музыкальный мир был поглощён авангардными исканиями. Да и следующее поколение в основном тоже устремилось в эту же сторону. Но Рахманинов заглянул чуть дальше – и увидел тех, с кем ему захотелось поговорить по душам.
Мы давно привыкли к тому, что старинная и классическая музыка поставляют строительный материал для новой музыки. Однако время летит, и мы уже на новом витке спирали. Музыка, написанная совсем недавно, уже становится материалом для сегодняшней медитации. При этом никаких цитат здесь нет; только стилистические путешествия на машине времени. Витки спирали резонируют между собой, а мы слушаем, как всё это звучит».
Каждое из этих восьми писем написано в стилизованной манере адресата с «привкусом» очень специфических гармоний Рахманинова — и слушаешь их, как бы разгадывая более или менее очевидный ребус. Но сделаны стилизации настолько мастерски, что воспринимаются очень легко. Почти два часа без антракта пролетели незаметно. Этому помогло то, что все пьесы и исполнены были мастерски – пианистический талант Батагова сохранился в полной мере.
Более чем уместно была исполнена на бис си-минорная прелюдия Рахманинова (ор. 32, № 10). Оказалось, что она очень органично вписалась в минималистские штудии Батагова на темы адресатов писем и прозвучала как письмо Рахманинова самому исполнителю Антону Батагову. По крайней мере, автор рецензии её воспринял именно так. Она показалась изящной и мелодичной аркой, перекинутой из 1910 года в год 2013 через 100-летнюю пропасть, заполненную скрежещущими опусами авангардистов ХХ века, когда красивая музыка воспринималась как непозволительный или смешной анахронизм, достойный профессионального остракизма.
Интересен был и состав слушателей: это не были обычные посетители филармонических концертов. Было много «тусовочной» молодежи, которая заворожённо слушала весь концерт. Возможно, теперь, увидев на афише или в интернете (что вероятнее) анонс концерта А. Батагова, они придут и так же заворожённо выслушают музыку И.-С. Баха, потому что в игре Батагова есть что-то шаманское.
Кажется, Антон Батагов обрёл свою новую аудиторию, которая выслушает и его прочтение Баха и многое другое. Для её сохранения ему надо бы почаще выступать хотя бы в Петербурге и в Москве — а уж его интернет-поклонники разнесут записи его исполнений по социальным сетям. Или прочно поселиться в Youtube.
Что касается самих писем, то наиболее интересными показались письма Филипу Глассу, Арво Пярту и Владимиру Мартынову. Полный сосав цикла здесь:
1. У могилы Рахманинова (кладбище Кенсико, Валхалла, штат Нью-Йорк)
2. Письмо Сергея Рахманинова Симеону тен Холту
3. Письмо Сергея Рахманинова Питеру Гэбриэлу
4. Письмо Сергея Рахманинова Арво Пярту
5. Письмо Сергея Рахманинова Людовико Эйнауди
6. Письмо Сергея Рахманинова Филипу Глассу
7. Письмо Сергея Рахманинова Виму Мертенсу и Никколо Паганини
8. Письмо Сергея Рахманинова Брайану Ино
9. Письмо Сергея Рахманинова Владимиру Мартынову
10. У могилы Рахманинова. Постлюдия.
Владимир Ойвин, Classica FM