Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова в сентябре 2015 года трижды играл в Москве п/у своего художественного руководителя Владимира Юровского – два концерта в Большом зале консерватории и один, на котором я не был, в Филармонии-2.
Рецензию на первый (15 сентября) можно прочесть здесь.
В программе концерта 19 сентября 2015, как всегда, находилось редко исполняемое сочинение. На сей раз это была Симфония № 7 Густава Малера.
Но начался вечер Концертом для скрипки с оркестром ре минор Яна Сибелиуса – солист Леонидас Кавакос (Греция). Этот концерт наряду со скрипичными концертами Брамса, Бетховена, Чайковского справедливо считается вершиной жанра и наиболее часто звучит в концертах.
В своей практике я слушал неисчислимое количество живых исполнений скрипичного концерта Сибелиуса, не говоря уже о записях. Но так, как сыграл его Кавакос, – я не слышал никогда!
Мы привыкли к тому, что в интерпретациях этого концерта ощущаются суровые северныекраски, и он звучит весьма брутально, с довольно-таки резкой атакой смычка, особенно в первой части Allegro moderato.У Кавакоса же весь концерт прозвучал демонстративно лирически. Было ощущение, что все острые углы сглажены. Темпы в первой и второй (Adagio di molto) частях слегка замедлены, а в третьей (Allеgro, ma non tanto) немного ускорены. При этом движение музыки нарочито размеренно. Надо отдать должное дирижёру: аккомпанемент полностью соответствовал стилю солиста. Принимать или не принимать эту интерпретацию – дело вкуса. Но нельзя не отметить, что концепция Кавакоса интересна, цельна и по-своему убедительна. Мне она показалась несколько надуманной, если не сказать претенциозной.
На бис Л. Кавакос прекрасно исполнил Сарабанду из Партиты № 2 ре минор для скрипки соло И. С. Баха.
Что было в этом выступлении бесспорного – так это блистательная работа великолепного скрипача, у которого потрясающе звучит скрипка Страдивари «Abergavenny» (1724г.). Временами её звук приобретал прямо-таки виолончельный характер, и впечатление это производило очень сильное.
В отличие от сверхпопулярного скрипичного концерта Сибелиуса, во втором отделении была исполнена редко звучащая Седьмая симфония Малера. Относительно сочинений Малера Владимир Юровский декларировал жёсткий хронологический принцип: он исполняет их в порядке написания. Таким образом, исполнение Седьмой симфонии было ожидаемо, поскольку Шестую он уже играл в 2014 году, и не один раз (но не с Госоркестром им. Светланова).
Годы создания Седьмой симфонии были самыми спокойными и благополучными в жизни Малера. Он был признанным дирижёром, успешным музыкальным руководителем Венской оперы, его реформы оперы были плодотворны. Завоёвывает он признание и как композитор; счастлив и в семейной жизни – летом 1904 года рождается вторая дочь.
После «Трагической» Шестой он пишет Седьмую симфонию. В ней ярко проявились его искания в сфере «чистой» музыки, близкой к музыкальному экспрессионизму ХХ века.
Мало кто из пишущих о Малере, не заглянет в самый фундаментальный в мировой музыковедческой литературе труд Инны Алексеевны Барсовой «Симфонии Густава Малера». Она пишет:
«Трагедия Шестой симфонии была трагедией индивидуалистического сознания, восставшего против объективного хода вещей. Это – трагедия человеческого духа, отринувшего опоры, созданные тысячелетиями, такие как миф о вечной жизни, как опыт истории, включающей крупицу человеческой жизни в цепи возникающих и исчезающих цивилизаций.
Переживший эту трагедию духовного одиночества и беззащитности композитор в следующем своём сочинении – Седьмой симфонии (1904–1905) – предпринял попытку восстановить нарушенную целостность бытия и включить судьбу личности в историю человечества… Седьмая – ответ Малера на трагедию Шестой, героическое преодоление этой трагедии».
Седьмая симфония впервые была исполнена в Праге в сентябре 1908 года п/у автора, но успеха не имела, хотя сам Малер считал её своим лучшим сочинением.
По мнению В. Юровского, Седьмая – самая трудная из всех симфоний Малера и для дирижёра, и для оркестра. В рецензируемом концерте В. Юровский дирижировал ею впервые.
Это огромное симфоническое полотно: 82 минуты чистого звучания. Оно как бы распадается на две части.
Обрамляют симфонию две эпические фрески: первая часть Allegro risoluto, (23 минуты) и пятая – Rondo-Finale. Allegro ordinario (18 минут). В центре три жанровые части – два ноктюрна (Nachtmusic) – Allegro moderato (весьма инфернальный венский вальс, потому как ночной) и Andante amoroso (в стиле серенады), разделённые Scherzo. Schattenhat (Игра теней, время для которых тоже ночь).
Первая часть прозвучала очень цельно и захватила, хотя некоторые повторы показались однообразными. А три средние части получились довольно мозаичными, их форма не вполне сложилась. Но для первого обращения к такой громадной симфонии это и не удивительно. К финалу форма стала собираться лучше. И общее впечатление от исполнения симфонии весьма сильное.
Конечно, хотелось, чтобы следующее исполнение Седьмой симфонии Малера В. Юровским в Москве произошло поскорее.
Предлагаю Московской филармонии возродить традицию, начатую в 60-х годах прошлого века французским дирижёром русского происхождения Игорем Маркевичем. У него, кажется, был в филармонии свой абонемент. Каждую программу он исполнял дважды: сегодня в Большом зале консерватории, завтра в Концертном зале им. Чайковского. Не сомневаюсь, что у Владимира Юровского залы будут полны оба дня.
Владимир Ойвин