Московская филармония в этом сезоне активнее прежнего сотрудничает с любимцем публики “русским греком” Теодором Курентзисом.
Маэстро впервые приглашен на фестиваль “Посвящение Олегу Кагану”, который стартует сегодня и которым филармония особенно дорожит. Под управлением Курентзиса пройдет концерт-закрытие.
А в Большом зале консерватории открылся персональный абонемент дирижера, там звучала музыка Моцарта и Чайковского.
Начало абонемента “Дирижирует Теодор Курентзис” в некотором смысле можно назвать вечером обманутых ожиданий. Сначала предполагалось эффектно открыть цикл “Богемой” Пуччини – концертные исполнения опер, осуществленные Курентзисом в последние годы, были одно успешнее другого.
Однако за 10 дней до старта объявили о замене программы: вместо “Богемы” и сборной команды солистов обещали Сороковую симфонию Моцарта, Шестую Чайковского (плюс его же “Ромео и Джульетту”) и академический камерный оркестр Musica Viva.
В сопоставлении двух, вероятно, самых знаменитых симфоний можно было усмотреть некоторую интригу, не говоря уже о волнующей перспективе услышать последнюю симфонию Чайковского, исполненную камерным составом.
Позже изменилась и эта концепция. От Моцарта осталась лишь увертюра к “Дон Жуану”, а на сцену вышли Musica Viva и новосибирский коллектив Курентзиса Musica Aeterna Ensemble, образовав вместе с рядом приглашенных московских музыкантов полноценный симфонический оркестр.
Результатом стал один из самых нетипичных концертов Курентзиса – концерт, в котором трудно увидеть событие (а именно так обстоит дело с большинством программ дирижера).
Самой необязательной его составляющей оказался Моцарт – гениальная увертюра, казалось бы, хороша при любой погоде, однако монтироваться с двумя крупными полотнами Чайковского она упорно не хотела.
Удачей вечера стала увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта”: звучание сборного оркестра приближалось к идеальному, драматургия была выстроена Курентзисом с истинно режиссерской тщательностью, а знакомая до боли лирическая тема завораживала, будто ты слышал ее впервые.
Для маэстро, по всей видимости, важнейшим номером вечера была Шестая симфония. Еще полгода назад Курентзис обещал сыграть ее так, “как исполняли Малер, Малько, Кусевицкий”, уточняя:
“Мы делаем целое исследование, как ее исполнять”.
Тем не менее после великолепного “Ромео” Шестая произвела куда менее ровное впечатление, а оркестр не удержался на занятой высоте. Третью часть, как нередко бывает, в зале многие приняли за последнюю и закричали “браво”; то же случилось и летом в Новосибирске, когда Курентзис и Musica Aeterna исполняли Шестую на открытом воздухе.
К счастью, это не помешало Курентзису блестяще провести финал, ставший в интерпретации маэстро центральной, главной частью симфонии. Ответом стала овация такой силы, будто на сцене был по меньшей мере Лучано Паваротти или Яша Хейфец.
Курентзис мог бы использовать, и с большим толком, доверие преданной ему публики, постепенно прививая ей музыку, которой аудитория не знает. Чтобы не слишком удаляться от Чайковского, можно назвать имя еще одного русского гения – Стравинского, чье 125-летие отмечается в этом году. Явно близкий Курентзису композитор, у которого немало сочинений, никогда не звучавших в России, однако за последнее время маэстро ограничился лишь исполнением (впрочем, великолепным) хитовой “Свадебки”, да и оно закончилось после полуночи.
Абонемент Курентзиса продолжится в январе. В очередной программе будут представлены Первая симфония Малера и Второй концерт Рахманинова с пианистом Александром Мельниковым. Есть надежда услышать и “Богему” в последнем концерте цикла, его дата пока не определена.
Наряду с другими дирижерами своего поколения Курентзис примет участие в абонементе Национального филармонического оркестра России “Дирижерская элита XXI века”. А в ближайшее время маэстро встанет за пульт “Новой России”. Его партнеры в этой программе – Наталия Гутман и Юрий Башмет. Прозвучат Виолончельный концерт Элгара и “Стикс” Канчели – музыка, которая, кажется, подходит Курентзису куда больше, нежели Чайковский.
Илья Овчинников, “Газета”