Осеннее турне по городам Европы оркестра Немецкой Молодёжной филармонии (Junge Deutsche Philharmonie Orchestra) продолжилось выступлением в Вене.
Этот коллектив базируется во Франкфурте-на-Майне и имеет за своими плечами уже весьма солидную репутацию. Основанный в 1974 году группой молодых музыкантов, участников федеральных молодежных оркестров Германии, оркестр принял на себя инновационные функции, стал некоей образовательной академией.
За его пультами с той поры уже успели посидеть свыше 2000 молодых музыкантов, выпускников известных немецких музыкальных вузов. Сегодня в составе оркестра задействовано 180 музыкантов, в основном, это – студенты в возрасте от 18 до 28 лет, прошедшие конкурсный отбор.
Работа в Молодежном оркестре служит стимулом дальнейшего творческого роста солистов, музыканты набираются опыта и традиций. Ведь в числе заданных приоритетов этой институции – шансы стремления успешного оркестрового дела, какой будет в дальнейшем состоять жизнь коллектива. И если традиционно оркестры имеют иерархическую структуру, то участники Немецкой Молодежной Филармонии берут на себя сами организацию творческого процесса. Каждый музыкант несет личную ответственность за то, что он предлагает коллективу.
Оркестр Немецкой Молодежной филармонии сотрудничает с выдающимися дирижерами современности. Немаловажную роль в становлении коллектива и культивировании звука сыграл Рудольф Баршай, долгое время стоявший за пультом Junge Deutsche Philharmonie.
В разное время оркестром дирижировали Кирилл Кондрашин, Дэвид Афкам, Джордж Бенджамин, Айвор Болтон, Андрей Борейко, Пол Гудман, Сюзанна Мелкки и сэр Роджер Норрингтон.
В обширном репертуаре коллектива наряду с симфонической классикой уделяется внимание современной музыке. Нередко оркестр исполняет сочинения в манере эпох, ориентируясь на исторически сложившуюся практику исполнения.
Оркестр Немецкой Молодежной филармонии – частый гость ряда международных фестивалей, кроме того раз в два года он проводит и свой собственный праздник музыки во Франкфурте-на-Майне под названием «ФРАЙШПИЛЬ».
Осенью прошлого года Немецкая Молодёжная филармония отметила свое 40-летие торжественным концертом в Старой опере (Alte Oper) Франкфурта-на-Майне. Тогда главный дирижер оркестра Лотар Загрошек передал бразды правления коллективом своему коллеге – Джонатану Нотту, британскому дирижеру, руководителю Бамбергского симфонического оркестра.
В данный момент он является главным дирижером и художественным консультантом Молодежной немецкой филармонии. В рамках осеннего гастрольного тура Джонатан Нотт вместе с оркестром представил австрийской публике программу из произведений Софии Губайдулиной и Антона Брукнера.
В Вене оркестр выступил 30 сентября на сцене Золотого зала Музикферайна. Сольную партию в Альтовом концерте Губайдулиной исполнил известный французский альтист Антуан Тамести. Репертуар музыканта универсален.
– Антуан, Вы играете на одном из самых дорогих в мире альтов – «Gustav Mahler» Антонио Страдивари. Как к Вам попал этот инструмент? И в чем заключена тайна его звучания?
– Мне повезло, что фонд «Habisreutinger» швейцарского города Сент-Галл, владеющий многими историческими инструментами Страдивари, предоставил мне самый дорогой альт в мире — «Gustav Mahler». Я был очень польщен такой возможностью, о которой раньше мог лишь только мечтать.
Я стараюсь как можно чаще использовать этот альт для работы и часто думаю о магии звучания этого уникального инструмента. Он имеет своеобразную окраску, и это не только зависит от исполнителя. Здесь важны особенности тембровой палитры, спектр оригинальных красок звучания альта.
Временами даже кажется, что мой альт делает сам мне какие-то предложения. К сожалению, я не смог привезти его в Россию из-за ряда возникших проблем, связанных с таможней, документами и прочими процедурами. Но, я играю здесь еще на одном очень интересном инструменте работы 1998 года мастера Этьена Ватло. Это очень хороший альт, но не Страдивари! С этим инструментом я выиграл множество престижных конкурсов, так что он мне тоже очень дорог.
– Я знаю, что у Вас очень обширный репертуар, который охватывает музыку нескольких столетий. Как Вы совмещаете свою концертную деятельность – выступления в камерных ансамблях и симфонических программах?
– Это непросто. Все зависит от организации. Играть всегда интересно и концерты, и камерные произведения. Здесь альтисты не имеют особых репертуарных ограничений.
Я люблю касаться всего понемногу: от барокко до современной музыки. Либо делать смешанные программы, как в случае с петербургским концертом, когда сочинения барокко пересекаются с опусами современных композиторов. Я нахожу, что это делает сам концерт более живым. Постоянно менять стили не так просто. Над этим необходимо усердно и много работать. Правда, данная ситуация всегда разная и не может не возбуждать внимание исполнителя. Главное – чувствовать себя готовым своевременно это организовать.
Контакт солиста и оркестра оказался безупречным. С первых тактов концерта Софии Губайдулиной, созданного в 1996 году по заказу Чикагского симфонического оркестра и посвященного Юрию Башмету, установилась особая медитативная атмосфера.
Матовому звучанию альта, инкрустированного хоральной фактурой струнных, вторили голоса вагнеровских туб в низком регистре. Джонатан Нотт добился идеального баланса между солистом и оркестром, при этом мастерски распределяя контрастную драматургию эпизодов инструментального цикла.
Второе отделение программы вечера венчала Девятая симфония Антона Брукнера, посвященной автором «возлюбленному Богу». Напомню, что премьера последней симфонии композитора состоялась в Вене под управлением Фердинанда Лёве. Поразительно было наблюдать за органичной игрой оркестра, обилием красок и нюансов. Джонатан Нотт конструктивно выстроил трактовку симфонии, достигнув при этом удивительной гармонии и созерцания.
Последним городом на пути гастролей оркестра Немецкой Молодёжной филармонии стал Берлин, где на сцене Большого зала филармонии Джонатан Нотт продирижировал ту же самую программу.
Виктор Александров, Вена (Австрия), ClassicalMusicNews.Ru