Американцы привезли к нам в столицу «Щелкунчика».
На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко под музыку Чайковского они танцуют хип-хоп. Уже особенно не удивляешься.
Этому балету за сто с лишним лет чего только не пришлось пережить! Джон Ноймайер, к примеру, в 1971-м вовсе удалил линию Щелкунчика, Марк Моррис в 91-м назвал свою постановку «Крепкий орешек» и отправил персонажей в Америку 60-х. Морис Бежар в 99-м пренебрег самим сюжетом и языком танца рассказал о своих детских воспоминаниях.
Существует и цирковая постановка «Щелкунчика», и даже опера. А вот что сотворила с балетом хореограф Дженнифер Вебер – репортаж нашего корреспондента.
Диджей Бу репетирует на сцене до последнего. Понимает: одно дело «замиксовать» и «замикшировать» музыку Чайковского у себя дома, на родине хип-хопа, в Америке. Другое – приехать с этим в Россию!
«Так же, как у вас, в Соединенных Штатах “Щелкунчика” все знают с детства. Это главная рождественская история. Но для меня, диджея, обрабатывать эту музыку здесь – огромная честь и вызов!»,
– признается диджей Бу.
Осовременили музыку лишь в некоторых эпизодах, в основном звучит «чисто Чайковский». Зато фабулу переписали на новый лад целиком. Вместо бала – уличная вечеринка, знакомятся в клубе, а главный волшебный элемент – кроссовки. Надев их, Щелкунчик, продавец орехов, превращается в крутого танцовщика.
Стоять на голове буквально, чтобы удивить зрителя здесь в порядке вещей. Хип-хоп – два слова, которые переводятся как «ура» и «прыжок». Этот жанр зародился в 70-е в афроамериканских и латиноамериканских кварталах Нью-Йорка.
«Хип-хоп – это культура, которая существует у нас везде: на улице, в метро, переходах, по всему Нью-Йорку. Да и по всему миру уже. Но я хотела, чтобы у хип-хопа появилась новая аудитория – не та, что ходит в ночные клубы. Дать и им почувствововать энергию хип-хопа!»,
– говорит хореограф Дженнифер Вебер.
Такого музыка Петра Ильича, конечно, не знала. На сцене – мастера хип-хопа, выступали со звездами рэпа – такими, как Снуп Догг, снимались в рекламах и клипах. И даже им такой синтез с классикой давался не просто.
«Под такую волшебную музыку так хотелось танцевать балет! Но нет – надо-то было хип-хоп! Приходилось ломать себя»,
– делится танцовщица Мариам Гадри.
Главным рождественским ритуалом балет «Щелкунчик» стал лишь в середине XX века во многом благодаря нью-йоркской постановке русско-американского хореографа Баланчина. Вот и новые ритмы и движения полюбившейся сказки Гоффмана снова пожаловали из самого сердца Америки.