В Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского – своеобразный монофестиваль.
К 60-летию главного режиссера театра Михаила Кислярова в афише парад его постановок: от «Идоменея» и «Холстомера» – до «Альтиста Данилова».
Теперь к оперным героям присоединилась «Мавра». Первый показ этой оперы-шутки Стравинского прошел в день рождения Кислярова и спустя ровно 92 года со дня мировой премьеры сочинения.
Под конец сезона театр Покровского выдает одну премьеру за другой. После «Воскрешения Лазаря» – опера «Мавра». Ответы на самые разные вопросы журналистов – на пресс-брифинге, первые слова на котором посвящены юбиляру – Михаилу Кислярову.
Режиссер, хореограф, мимо сумасшедших ритмов музыки Стравинского пройти не смог. Его оперу поставил – легко, озорно и с искренней улыбкой.
«Мне важно, чтобы сюжет – хулиганский, анекдотический, водевильный – тоже был здесь прослежен и имел свое ироническое назначение»,
– говорит Михаил Кисляров.
Эта опера многим оказалась не по зубам: первая постановка «Мавры» в 1922-м в «Гранд-опера» была провальной, не снискала успеха и вторая – в 54-м в Америке. Причины неудач, уверены солисты, отчасти, связаны с произношением текста.
«Слова, близкие нашему тексту, плохо слышно, Стравинский не ставил задачу донести текст, он шел за музыкой»,
– поясняет солистка Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского Александра Мартынова.
Образ Параши будто создан для Александры Мартыновой. Легкая, воздушная кокетка. Молодая девушка влюбляется в юного гусара вопреки воле родителей. Простой, незамысловатый сюжет по мотивам поэмы Пушкина «Домик в Коломне» – сам поэт называл «водевильным приключением, из которого не выжмешь ничего». Стравинскому же удалось: итогом стала 30-ти минутная опера с массой комических ситуаций.
Усиливают эффект буффонады русские наряды и лубочные картины. Национальный колорит стал для художника-постановщика Аси Мухиной определяющим.
«С одной стороны, мы отталкивались от культуры русского костюма, с другой стороны – это несколько гипертрофированно, фантасмагорично и мультяшно»,
– говорит Ася Мухина.
Звездности этой опере добавляет и статусный дирижер-постановщик Геннадий Рождественский. Журналистов маэстро обходит стороной, хотя сам бы мог лучше любого критика рассказать об этой музыке. Ироничный и сдержанный, с невероятным чувством юмора, к этой истории – отнесся со всей серьезностью, ведь в каждом водевиле – есть своя житейская правда.