«Весь мир – театр», – сказал Шекспир. Если верить великому драматургу, то сегодня – праздник буквально для каждого. 27 марта – Международный день театра. В Москве отмечать его начали еще накануне – в столице прошла акция под названием «Ночь в театре».
Более 40 столичных площадок открыли свои двери для зрителей в неурочное время и провели в святая святых – за кулисы. А некоторые посетители даже смогли принять участие в репетиционном процессе в качестве актеров.
Театр Станиславского и Немировича-Данченко к встрече со своими поклонниками готов с половины седьмого.
«Стартуем здесь, на служебном входе театра, который наши зрители пришли впервые»,
– поясняет пресс-секретарь Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Ирина Горбунова.
Завлит театра Дмитрий Абаулин – в роли гида. Ведет группу, куда обычно посторонним вход запрещен.
Семь экскурсионных групп на сайте набрали за два часа. Случайных людей нет – многие были здесь на спектаклях, но закулисье видят впервые.
«Над нами окна, балетные классы. Чуть ниже административное здание»,
– рассказывает Дмитрий Абаулин.
Сцену готовят к репетиции «Аиды», над постановкой работает Петер Штайн. Отсюда видно работу монтировщиков и осветителей – это место в театре называют «карман».
«Сцена – наша рубашка, а карман – то место, где храним декорации»,
– говорит Дмитрий Абаулин.
Мимо оркестровой ямы, на четвертый этаж, в костюмерный цех. Здесь костюмы всех театральных постановок. Место магическое и волшебное. Работа ручная и кропотливая – например лепестки роз в этой шляпке, каждый обожжен на свече.. пропитан воском… и таких букетов сотни. Когда еще представится возможность примерить такую шляпку, не будучи балериной. Или прикоснуться к платью Татьяны из Евгения Онегина.
В театре работают полторы тысячи человек. Каждый спектакль делают около 400. Увидеть артистов без грима, костюмов вне декораций практически невозможно. Но в этот вечер публика наблюдает репетиционный процесс.
В МТЮЗе – открытая репетиция со зрителями. Желающих больше, чем могут вместить два зала. Некоторые идут с цветами, хотя артистов на этой репетиции не будет
Генриетта Яновская репетирует свою знаменитую «Грозу». Спектакль 20 лет был в афише МТЮЗа. В прошлом году его сняли с репертуара, но для Яновской он по-прежнему дорог. Кама Гинкас репетирует «Чайку» на основной сцене. Вместо декораций – театральные стулья. Режиссер настраивается на репетицию как на импровизацию. Пока не знает, что и как будет делать.
Свое появление Кама Гинкас разыграл по Станиславскому. Затем отыгрался на молодых режиссерах – показал издержки профессии. Выяснил, все ли знают сюжет «Чайки». Оказалось – не все. И только потом выбрал героев для читки.
В театре Маяковского тоже репетиция. Но в отличие о МТЮЗа на сцене здесь актеры труппы. Репетируют декалог, написанный ими самими вместе с драматургом Сашей Денисовой. Это история людей живущих на Сретенке. На основе реальных событий артисты сами придумывали монологи – вербатимы. Декалог – результат работы студии ОФФ.
Первой в Москве студии документального и сочинительского театра. Этим спектаклем труппа откроет не только следующий сезон, но и сцену на Сретенке. А для зрителей, побывавших в таинственном закулисье – ночь, проведенная в театре останется незабываемой.