Так кто же всё-таки убил самурая? Это главный вопрос, вокруг которого закручивается сюжет медиа-балета «Расёмон. Вариации».
Мировая премьера прошла 27 ноября 2015 года в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Это некий психологический детектив, где несколько персонажей излагают одну и ту же историю с разных позиций. Приём довольно популярный и в литературе, и в кино. Как он реализуется в балете – рассказывает наш сюжет.
Жанр медиа-балета вызывает больше вопросов и многоточий, никто точно не знает, что это такое. Известно только лишь то, что режиссёр Ирина Лычагина, большая любительница востока, взяла для своих «Расёмон. Вариаций» известный рассказ Акутагавы «В чаще» и сделала свою собственную интерпретацию.
Композитор Григорий Варламов и дирижёр Иван Великанов ещё раз проходят по партитуре. Даже накануне премьеры не исключаются купюры. Это требует максимальной включенности.
«Мы не успеваем листать страницы, нам кричат: «Только без паузы»,
– делится дирижёр-постановщик Иван Великанов.
У Григория Варламова пять балетов. В этой чисто японской истории нет даже намёка на музыкальные традиции страны восходящего солнца.
«Мы не стали использовать этнические инструменты в европейской музыке»,
– говорит композитор Григорий Варламов.
Фильм Акиры Куросавы «Расёмон» подсказал ходы этой балетной истории, где четыре персонажа рассказывают про одно событие по-разному. Психологический детектив с мистической развязкой. Пока не дойдёшь до финала, не поймешь, кто прав и что произошло на самом деле. Этот приём – повтора – как вариацию использует Ирина Лычагина.
«Какие-то аллегории будут совпадать. В наше время отсутствие цитат настораживает»,
– считает балетмейстер-постановщик Ирина Лычагина.
Здесь нет привычного классического танца. Героиня Аси Першенковой не крутит фуэте и не делает пируэты. Даже костюм с широкими рукавами и юбкой далёк от балетного. Не говоря уже про парик.
«Здесь большой костюм и много парика. Некоторые выражения лица не увидеть»,
– поясняет солистка балетной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Анастасия Першенкова.
Артисты вместе с режиссёром придумывали этюды, импровизировали. Работали без дублёров. У «Расёмона» только один состав.
«Каждый дорабатывал свой образ по-своему, сам предлагал выигрышные элементы»,
– рассказывает солист балетной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Алексей Любимов.
Спектакль экспериментальный. А потому нервов и сил потрачено достаточно. Тем более Малая сцена капризна. От всех участников требует концентрации и выдумки. Иначе ничего не получится.