В музее-заповеднике П. И. Чайковского в Клину прошла Международная научная конференция «П. И. Чайковский и его наследие в XIX–XXI веках: забытое и новое».
26 – 27 октября 2023 года Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского и Государственный институт искусствознания провели традиционную ежегодную научную конференцию, посвященную творческому наследию композитора.
Свои доклады представили 30 спикеров из Белоруссии, США, Нидерландов и России.
В числе российских участников выступили сотрудники Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Государственного институт искусствознания, Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Государственного академического Большого театра России, Российской академии музыки имени Гнесиных, Гуманитарного фонда имени М. И. Глинки, Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова, Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке.
Конференция была приурочена к 130-летию со дня смерти П. И. Чайковского, которое отмечается в 2023 году.
Тематические направления докладов чрезвычайно разнообразны. На протяжении двух дней были рассмотрены современные вопросы исследования творчества Чайковского, новые документы и факты о жизненном и творческом пути композитора, исполнители и исполнительские интерпретации, режиссерские прочтения сочинений П. И. Чайковского в истории отечественной и мировой музыкальной и театральной практики, музыкально-критическое наследие композитора в истории русской музыкально-театральной культуры XIX века.
По традиции приветственное слово произнесли директор Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения Наталия Сиповская и директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского, кандидат исторических наук Игорь Корнилов.
«Я рад всех приветствовать здесь, в стенах нашего музея, созданного через год после смерти его хозяина. Это место уникальное. Побывав в мемориальном доме, походив по аллее парка, вы чувствуете эту энергетику, этот дух, и все это очень подпитывает нас, здесь работающих, потому что мы не только музей, мы не только большая концертная площадка, мы еще и крупнейший научно-исследовательский центр, хранилище практически 80% всего творческого эпистолярного наследия Петра Ильича Чайковского»,
— отметил директор музея-заповедника П. И. Чайковского.
Вслед за приветственным словом Игорь Корнилов представил доклад на тему «Фестиваль как драйвер развития музея-заповедника», в котором рассмотрел историю проведения фестивалей в музее-заповеднике П. И. Чайковского, главным из которых является ежегодный Международный фестиваль искусств П. И. Чайковского.
Сотрудники музея-заповедника также выступили с докладами. Заведующая отделом рукописных и печатных источников музея-заповедника, а также, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, кандидат искусствоведения Ада Айнбиндер представила доклад с интригующим названием «Кто же автор либретто оперы «Евгений Онегин»? Аргументы и факты», а научный сотрудник отдела рукописных и печатных источников музея-заповедника, аспирант и преподаватель кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных Анастасия Маслова в своем сообщении «Прелюдии и фуги gis-moll П. И. Чайковского и С. И. Танеева — в подражание образцу или новая модель?» сопоставила произведения двух композиторов.
Завершилась конференция «Музыкальным путешествием» — концертом Фонда Елены Образцовой с участием молодых исполнителей, которые представили публике романсы П. И. Чайковского.
Пресс-служба музея-заповедника П. И. Чайковского