В Кафедральном соборе святых Петра и Павла прозвучал Реквием Моцарта – последнее, незавершённое произведение композитора.
Реквием стал его духовным завещанием. Он работал над ним до самой смерти. История создания этого сочинения опутана мифами и легендами, которые будоражили воображение поэтов и композиторов на протяжении нескольких веков.
В Москве в уникальной атмосфере и акустике Кафедрального собора, Реквием исполнили – Камерный оркестр «Инструментальная капелла», Академический Московский областной хор имени Кожевникова и приглашённые солисты столичных театров.
В этот вечер Кафедральный собор Петра и Павла не мог вместить всех желающих. Люди разных поколений пришли сюда послушать одно из самых пронзительных произведений Моцарта.
Дирижер Олег Романенко с трудом протискивается через толпу людей. «Реквием» Моцарта в стенах Кафедрального собора обретает особый смысл и пронзительность. Эта заупокойная месса была написана именно для такого пространства.
Реквием – последнее произведение Моцарта. Его заказал Франц Вальзегг в память о своей супруге. Но этого Моцарт не знал.
Заказ на погребальную мессу он принял от странного, черного человека, скрывшего под маской свое лицо. Этот момент – один из самых сильных эпизодов в фильме Милоша Формана «Амадей», взявшем восемь «Оскаров» и четыре «Золотых глобуса».
Моцарту было тридцать пять, когда он писал «Реквием». Композитор не спешил заканчивать погребальную мессу, которая, казалось, забирала не только силы, но и жизнь. За день до смерти он просил друзей-музыкантов исполнить «Реквием», в котором была не дописана «Лакримоза» – самая пронзительная часть. Этот фрагмент потрясает и слушателей, и исполнителей.
Полина Шамаева – солистка театра «Новая Опера» – пятый раз поет в кафедральном соборе. Его акустика меняет не только звучание голоса. Музыка обретает наполненность, придает Реквиему молитвенную силу.
Эскизы к незаконченной «Лакримозе» были найдены через пятьдесят лет после смерти композитора. Три венских композитора дописывали этот Реквием. Но мир помнит только одно имя – Вольфганга Амадея Моцарта.
Елена Ворошилова, Новости культуры