География – от Москвы до Архангельска. Концерты – лучших коллективов России, Армении и Чехии, Германии и Словакии.
Пасхальный фестиваль уже не поражает размахом – масштабность проведения форума стала традицией. Накануне в столице в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя состоялось торжественное открытие Хоровой программы.
В концерте приняли участие сразу три коллектива.
Этот звон напоминает благовест – в церковном обиходе он предваряет начало службы. Подобная символика на открытии хоровой программы Пасхального фестиваля – вполне понятна; акапельное пение – долгое время существовало только в церкви.
Отдавая дань традиции – Московский Синодальный хор исполняет григорианские распевы. Но не только, расширяя границы понятия «духовной музыки», представляет редко звучащие в церкви – сакральные композиции Чайковского, Голованова, Свиридова.
Диплом об участии в руках Алексея Пузакова – очередной трофей в многочисленной коллекции; хор – постоянный участник Пасхального. Этот фестиваль позволяет хору не только продемонстрировать свое искусство, но и обменяться опытом с другими коллективами.
«Когда мы поем в разных храмах, уголках мира, мы не всегда можем встретится вместе, вместе прославить Бога через искусство, Пасхальный дает эту возможность, услышать друг друга и вместе восславить этот праздник»,
– говорит Алексей Пузаков.
Присутствие греческого коллектива – Афонского хора «Фессалоникис Имноди» – на открытии – практически традиция. Как и исполняемая программа; все звучащие гимны посвящены воскрешению Господа.
«Мы представляем византийскую традицию, чтим ее законы с особым чувством. Именно поэтому наш хор – чисто мужской. Помимо этого, если вы обратите внимание на постановку хора – она также совпадает с византийскими традициями – именно так хор стоял во время богослужения в храме»,
– рассказывает регент Афонского хора «Фессалоникис Имноди» Иоаннис Лякос.
Хор Мариинского театра такой церковной сценой – не испугать. Тем более, в соборах поют в основном за рубежом, накануне выступали с пасхальной программой в главном соборе Финляндии. Хоть коллектив и универсальный: исполняют оперную и симфоническую музыку, но религиозная – для каждого здесь имеет особое значение.
«Когда есть возможность куда-то выехать или по работе исполнить духовное сочинение, как сегодня “Всенощную” – это всегда для нас большая честь, удовольствие, потому что эта музыка очищает внутренне, прежде всего»,
– отмечает дирижер Хора Мариинского театра Павел Петренко.
Впереди у Мариинского хора на фестивале – еще три концерта. Так что для коллектива и дирижера Павла Петренко – Пасхальный в очередной раз станет настоящим испытанием на прочность.