Год назад не стало Галины Вишневской – великой певицы, удивительной женщины, наделённой множеством уникальных талантов.
11 декабря в Москве прошло несколько памятных мероприятий, посвящённых Вишневской. Днём в Храме Христа Спасителя состоялась панихида, позже близкие и поклонники творчества певицы почтили её память на Новодевичьем кладбище, где она похоронена.
А вечером в Центре оперного пения, которому Вишневская отдала последние годы, прошёл спектакль, над созданием которого работала сама Галина Павловна.
Прошедший год для каждого в этом центре – стал нелегким. Галина Павловна была здесь всем: учителем, наставником, другом. После ее ухода возглавила центр ее дочь – Ольга Ростропович.
«Я с большой радостью могу сказать, что мы развиваемся, мы растем, мы делаем успехи, мы делаем то, что хотела бы мама, в день ее рождения – премьера “Руслана и Людмилы”»,
– отметила художественной руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской Ольга Ростропович.
А главным достижением этого сезона стало появление собственного оркестра: об этом Галина Павловна мечтала целых 10 лет. Она заложила курс развития центра на многие годы. Об удивительной энергетике певицы преподаватели слагают легенды.
«Мы постоянно чувствовали ее присутствие, и это помогало всем держать тот уровень, который она установила»,
– рассказывает народная артистка СССР, педагог Центра оперного пения Галины Вишневской Маквала Касрашвили.
Этим вечером на сцене – «Борис Годунов» – последняя работа и любимая опера Вишневской. В день ее памяти в числе зрителей Наина Иосифовна Ельцина. С Галиной Павловной их связывали годы дружбы.
«”Бориса Годунова” нельзя сопоставить ни с одной другой оперой мира, считала Вишневская, – с каждым новым прочтением раскрываются невероятные глубины». Советы певицы до сих пор помнят ученики. Первыми ее словами при работе над партией Бориса были – буквально: «не орать и не грызть кулисы от страсти».
«Все ее наставления, пожелания, замечания с нами, в нашей памяти, это всегда в душе, в голове»,
– рассказывает исполнитель партии Бориса Годунова, бас, солист московского театра «Геликон-опера» Алексей Тихомиров.
Оперный центр Галины Вишневской для многих стал настоящей школой. Закончив обучение, солисты заключают контракты с главными музыкальными театрами мира. Выпускник центра – теперь солист Большого – Эльчин Азизов – несмотря на загруженный график – сразу откликнулся на приглашение спеть в «Борисе Годунове».
«Я говорю абсолютно искренне, каждая встреча, будь то “здрасьте” в коридоре или долгая беседа – для меня каждая – была очень дорога и ценна»,
– признается он.
Вишневская была уверена: именно «Борис Годунов» откроет для молодых певцов безграничные актерские и певческие возможности. И она вновь не ошиблась: это – подтвердит каждый здесь на сцене.