В Сибири завершилась российская часть VI Транссибирского Арт-Фестиваля. Первые итоги подведены, цифры и имена впечатляют, сам же фестиваль становится флагманом музыкального искусства в России и за ее пределами.
В шестом сезоне он охватывает 27 городов мира: маршруты Транссиба уже прошли через Красноярск, Самару, Томск, Норильск, Тобольск, Искитим, Москву и не только, на пути – Санкт-Петербург, а после – гастроли в США, Японии, Австрии, Южной Корее, Германии и Франции. Сердцем фестиваля по-прежнему остается Новосибирск, родина художественного руководителя Транссиба, выдающегося скрипача Вадима Репина.
Программа Транссиба – словно красочный восточный ковер, где каждый орнамент вписан в стройный узор фестиваля – охватила разные жанры. Помимо прекрасных концертов, здесь прошли образовательные проекты (мастер-классы для юных музыкантов «Просто общайся со звездой!», бесплатные мастер-курсы известных профессоров, Академия арт-журналистики и международный проект для молодых музыкальных менеджеров Tonali-Тур), показы документальных лент Брюно Монсенжона, гастроли миланского театра марионеток «Карло Колла и Сыновья», концертная версия оперы «Тангейзер» Вагнера с участием нового Фестивального молодежного оркестра, творческая встреча с Владимиром Познером и многое другое.
Лейтмотивом завершающих концертов стала музыка Стравинского. Его Дивертисмент из балета «Поцелуй феи» исполнил Новосибирский академический симфонический оркестр (за пультом стоял автор транскрипции Дивертисмента, знаменитый скрипач и дирижер Дмитрий Ситковецкий), а сольную партию элегантно сыграл Вадим Репин. Следом прозвучала эффектная «Наварра» для двух скрипок с оркестром Сарасате, где к Репину присоединился сам Ситковецкий.
Дуэт скрипачей-виртуозов, столь разных по темпераменту, – всегда эффектное зрелище, особенно в огненной сверхвиртуозной «Наварре», которую почти невозможно исполнить без интонационных потерь.
Еще одной удачей вечера стала Пятая симфония Прокофьева. В ней оркестр проявил сибирскую мощь и исполнительское мастерство, ограненное щедростью дирижерских жестов Ситковецкого.
В прокофьевском героическом эпосе есть где развернуться: сочные унисоны струнных, исполинское фортиссимо, причудливые ритмические и тональные метаморфозы фактуры, щедро скрашенные яростными духовыми и ударными, были по душе всем – публике, оркестру и дирижёру, чей мефистофельский магнетизм в полной мере раскрылся днем позже, в мультимедийном спектакле «Черт, солдат и скрипка».
Уже известный столичной публике проект, по инициативе его худрука и исполнителя главной роли Дмитрия Ситковецкого объединивший неординарных личностей, впервые приехал в Новосибирск, а следом посетил Красноярск.
Притча о том, как человек продаёт свою душу дьяволу в переосмыслении режиссёра Михаила Кислярова (текст Михаила Успенского) превращается в метафорическую сделку в условиях современной реальности: солдат по дороге с «необъявленной войны» отдает черту скрипку в обмен на планшет. В этой будто бы выгодной сделке солдат неизбежно теряет главное – время, любимую, близких людей и в итоге собственную душу.
Текст Успенского читали Владимир Познер и Андрей Макаревич, а музыку Стравинского мастерски исполнили Полина Осетинская (фортепиано), Игорь Фёдоров (кларнет), Антон Плескач (ударные). Спектакль затрагивает глубокие философские вопросы, оставляя зрителя с размышлениями о цене беспечности и ценности любви, о тонкости и обольстительности зла, о выборе, который ежедневно делает каждый из нас.
“Для меня очень важно, что мы привезли этот спектакль в Сибирь!”
– говорит Дмитрий Ситковецкий.
“Текст к нему по моему заказу написал сибиряк, поэт из Красноярска Михаил Успенский. Я многое переделал в тексте (отдельно заказал балладу для Андрея Макаревича, которую он пел сейчас) и в музыке – ведь половина не из «Истории солдата» и, если бы я встретился со Стравинским, у нас был бы серьезный разговор. Но думаю, он бы согласился со мной!
В рождении такого спектакля и сочетании трех очень трудных дисциплин – музыки, танца и слова – прекрасная постановка Кислярова – большая победа, на мой взгляд. Именно в этом и была моя задача”.
А вот на концерте-закрытии Стравинскому, увы, повезло меньше. Несмотря на участие легендарного маэстро Шарля Дютуа, имя которого украсило бы любую афишу мира, исполнению балета «Игра в карты» не хватило яркости: музыка звучала как сугубо прикладная, и даже цитата из «Севильского цирюльника» не добавила огня.
Неоправданная в Стравинском меланхолия, однако, оказалась уместной в мерной живописности первого из трех эскизов для оркестра Дебюсси «Море»; а во втором и третьем оркестр буквально задышал морской стихией красочной партитуры французского композитора-импрессиониста. Недаром маэстро славится своими интерпретациями французской музыки.
В свои 82 Дютуа атлетичен, по-швейцарски точен в сценических жестах, бесконечно обаятелен, при этом столь же доволен собой и не лишён самолюбования. Отрадно, что последнее не помешало Новосибирскому оркестру полноценно проявить себя: в зале царило ощущение праздника и исходящей от оркестра радости и теплоты контакта с дирижером.
Главным же событием стало блистательное выступление Вадима Репина – абсолютный мастер-скрипач в «Испанской симфонии» Эдуара Лало, казалось, превзошел сам себя.
Он исполнил эту музыку, вдохновленную испанскими мотивами, с невероятной концентрацией, захватывающей выразительностью, благородством и аристократизмом. Это был тот редкий концерт, после которого уходишь другим, ощущая: произошло чудо, и это чудо – великое искусство музыки, наполняющее сердца преображающей силой красоты.
Вадим Репин: “Мы сделаем музыкальное искусство популярным делом”
Множество счастливых, одухотворённых лиц вместе – большая редкость, но только не на Транссибирском Арт-Фестивале.
“Здесь ты чувствуешь человеческую любовь и музыкальную теплоту, и это дает уверенность, что мы живем в красивом мире”,
– делится впечатлениями эстонский дирижер, участник фестиваля Андрес Мустонен.
“Новосибирск – это центр фестиваля, обогнувшего уже четыре континента!”
– говорил Репин на закрытии Транссиба.
“Еще один – и мы охватим весь земной шар.
Огромная благодарность оркестру – сегодня он играл так, как я раньше никогда не слышал.
Наша публика уже доверяет нам: выходя на сцену, чувствуешь ответственность, но и чувство, которое окрыляет.
Мой поклон всем, кто помогал и организовывал фестиваль. Мы вернёмся. И это будет седьмой фестиваль!”
В эти дни концерты Транссибирского Фестиваля проходят в городах США, центральным пунктом стал знаменитый зал Карнеги Холл в Нью-Йорке. Так, 27 апреля состоялся первый концерт Транссибирского Арт-Фестиваля в США, включивший в себя премьеру скрипичного концерта “De Profundis” Леры Ауэрбах.
В продолжение музыкальной темы, программа, состоящая из воплощений псалма “De Profundis” разных авторов (Ауэрбах, Буланже, Томсон, Рафф), была представлена 2 мая в Нью-Йорке в знаменитом Карнеги-холл (дирижер Лео Ботстайн, солисты Вадим Репин, Элизабет де Трейо, The Bard Festival Chorale).
С 5 мая начинаются японские гастроли музыкального Транссиба: вместе со своей супругой примой-балериной Большого театра Светланой Захаровой Вадим Репин представит уже нашумевшую программу «Па-де-де на пальцах и для пальцев», после чего концерты Фестиваля продолжатся в Австрии.
Светлана Елина