В столице Сицилии Палермо завершился VIII Международный музыкальный фестиваль «Палермо Классика».
В этом году новым художественным руководителем фестиваля и главным дирижером оркестра-резидента стал представитель нового поколения дирижеров – уроженец Москвы Арман Тигранян, соединивший в своем профессиональном стиле российские, американские и европейские традиции дирижерского искусства.
В свой первый сезон (из пяти запланированных по контракту) Тигранян преобразовал оркестр Палермо Классика из консервативного итальянского коллектива Сицилии в международный оркестр-академию, пригласив в партии концертмейстеров и солистов признанных молодых музыкантов из России, Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Бельгии, Грузии.
Даже беглого взгляда на географию происхождения передовых музыкантов мира достаточно, чтобы понять, что выходцы из республик бывшего Советского Союза со временем стали своеобразным культурным «Койне» современной культуры, берущей свои истоки в традициях европейского академического образования.
Это особенно заметно в области инструментального искусства: с началом XX века традиции русской исполнительской школы стали формообразующей осью музыкально-исполнительской техники высшей пробы (например, знаменитая скрипичная школа Леопольда Ауэра в Санкт-Петербурге, Льва Цейтлина в Москве и Петра Столярского в Одессе, считающихся основателями русской скрипичной школы, или фортепианные педагогические традиции легендарных московских профессоров Александра Гольденвейзера, Константина Игумнова, Генриха Нейгауза).
С тех пор ставшая легендарной «русская школа» известна во всем мире: пианисты, скрипачи, дирижеры, певцы из России и постсоветского пространства – желанные гости главных мировых фестивалей и концертных залов Европы, Америки, Азии.
В современном поликультурном пространстве наметилась новая тенденция: все больше зарубежных оркестров и музыкальных фестивалей приглашают на ведущие руководящие должности представителей русской музыкальной элиты (самые яркие тому примеры – возглавляющие ведущие оркестры Великобритании и других европейских стран дирижеры В. Юровский, В. Петренко, В. Гергиев и др.).
В то время как интернационализация художественного руководства относительно общепринята на самых крупных международных фестивалях, на региональном европейском уровне – это явление исключительного порядка. Однако именно это произошло в регионе, традиционно известном своей закрытостью и обособленностью даже внутри европейского пространства – современной Сицилии.
В столице Сицилии руководство самого продолжительного фестиваля в Европе «Палермо Классика» (с середины июля до середины сентября), основанного в 2010 году сицилийскими инициаторами, перешло к дирижеру Арману Тиграняну – давнему ассистенту Неэме и Кристьяна Ярви, получившему дирижерское образование в Музыкальной академии Фрайбурга и Московской консерватории им. П. И. Чайковского в классе маэстро Владимира Понькина.
Тигранян не только возглавил оркестр-резидент Палермо Классика, но и стал художественным руководителем фестиваля, поставив целью – вывести Фестиваль на уровень мирового класса, с привлечением лучших представителей русской и европейской исполнительской школы (пул звездных солистов в этом сезоне возглавили легендарные музыканты – пианист Александр Торадзе, скрипачка Виктория Муллова, и яркие представители среднего и нового поколения исполнителей – Катя Сканави, Дмитрий Шишкин, Александр Малофеев и др.).
Не менее важным видится и тотальное реформирование местного оркестра в международный музыкальный коллектив, в котором выступают российские и европейские солисты вместе с сицилийскими инструменталистами.
Программа фестиваля охватила музыку разных эпох и стилей: в обширной симфонической афише – музыка Л. Бетховена, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича.
Итальянская публика и международные гости с энтузиазмом восприняли и виртуозные тамбуриновые пассажи знаменитого сицилианца Альфио Антико (известного в мире как «гуру тамбурина»), и вокальные колоратуры Дезире Ранканторе, и академический пианизм Дмитрия Шишкина (в программе сольного концерта – Ф. Шопен, А. Скрябин, С. Рахманинов), и виртуозность юного пианиста Александра Малофеева, исполнившего Второй фортепианный концерт П. Чайковского, а также камерные и вокальные концерты российских и европейских солистов.
Кульминационным событием фестиваля стал заключительный симфонический концерт оркестра Палермо Классика в Церкви Санта Катарина, входящей в список наследия ЮНЕСКО (в программе концерта: Бах-Тигранян «Чакона», Д. Шостакович «Концерт для фортепиано с оркестром № 2» (солист – Александр Торадзе), А. Дворжак «Симфония №8» (дирижер – Арман Тигранян).
Пронзительная лирика второй части фортепианного концерта Шостаковича, в деликатном оркестровом сопровождении, прозвучала трансцедентально: в пышных барочных интерьерах старинного собора, с резными орнаментами из цветного мрамора, среди колонн и балюстрад, уходящих ввысь купола – звучание медленной части концерта, казалось, выходило за грани реальности, напоминая кадры из фильма вовсе не Стивена Спилберга (в чьей кинокартине «Шпионский мост» использована эта знаменитая лирическая музыкальная тема Шостаковича), а, скорее, Тарковского, Вендерса и Висконти.
Это было настоящее погружение в образ, медитативное и глубокое, проживание пианистом и оркестром музыки через сердце: публика слушала Шостаковича, затаив дыхание. Энтузиаст музыки Шостаковича, Торадзе удивил неожиданным интерпретаторским решением – третью часть концерта, вопреки авторскому указанию Allegro, пианист начал в темпе предыдущей медленной части «Andante», постепенно разгоняясь в октавном набате.
«Я хотел показать, что жизнь не может стать прежней после такой сакральной музыки. Невозможно перестроиться из одного состояния в диаметрально противоположное за секунды паузы между частями, если проживаешь музыку Шостаковича всей душой»,
– прокомментировал пианист, напомнив сказанное им накануне «Шостакович обожал, когда его трактовали!».
В связи в тем, что Палермо в этом году был объявлен культурной столицей Италии, общественная жизнь региона значительно возросла: 15 сентября сюда с визитом приехал Папа римский Франциск, а накануне, в знаменитой коммуне Кастелломаре прошел праздник трехсотлетия освобождения города от британских судов, чествующий Покровительницу города — Мадонну дель Соккорсо с впечатляющим историческим свето-музыкальным представлением: город посетили официальные лица, а над морской бухтой звучала музыка Прокофьева, Рахманинова и Бетховена.
Фестиваль Палермо Классика оконтурил эти события финальным концертом-конкурсом композиторов Палермо «Культура звука», прошедшего также в рамках программы «Сицилия – культурная столица Италии 2018».
В один вечер на открытой сцене Галереи Современного искусства Палермо прозвучали восемь мировых премьер сицилийских композиторов: неоклассика и неоромантизм, кроссовер и необарокко, экспериментальный минимализм и симфоджаз – богатство фантазии представителей одной из самых музыкальных наций мира не имело границ.
Первую премию разделили представители разных поколений – мэтр итальянского неоромантизма Антонио Фортунато представил свой новый фортепианный концерт (партия фортепиано – София Вашерук), а молодой эксперименталист Джованни Ди Жандоменико покорил международное жюри убедительными звуковыми экспериментами с оркестровыми тембрами и basso continuo подготовленного фортепиано в концептуальной композиции, посвященной защите природы «Cantidelle Prede» – досл. «Голоса жертв». Произведения всех победителей войдут в афишу следующего сезона Фестиваля «Палермо Классика».
Арман Тигранян, дирижер, художественный руководитель Фестиваля «Палермо Классика»:
«Когда в оркестре играют музыканты из разных замечательных оркестров мира, происходит глубокое объединение и на музыкальном, и на человеческом уровне, а совместное музицирование с гениальными артистами дает колоссальный толчок для развития – все это оставляет значительный след в сердцах музыкантов, слушателей и всех участников Фестиваля.
Для первого года, я считаю, мы сделали большую работу, с точки зрения организации, логистики, интенсивных репетиций.
В следующие сезоны мы планируем вывести фестиваль на уровень мирового класса, и с точки зрения солистов, и музыкального содержания, а также создать общественную платформу, которая будет собирать музыкантов, любителей музыки, представителей бизнеса, дипломатии здесь, в Палермо.
Мы намерены создать новые творческие возможности и для новых талантливых композиторов, исполняя их мировые премьеры, а также сотрудничать с местными институциями – знаменитым театром Массимо и Политеамо, чтобы донести для публики самое лучшее.
Наш Фестиваль имеет потенциал стать украшением не только региона, но и всей Италии, и иметь резонанс во всем мире».
Арман Тигранян – российско-американский дирижер. Родился в Москве. Обучался игре на скрипке в классе Виктора Данченко в Консерватории Пибоди, у Жана Тер-Мергеряна в Марсельской консерватории и Иосифа Рисина в Консерватории Карлсруэ, затем получил дирижерское образование в Музыкальной академии Фрайбурга и в Московской консерватории имени П. И. Чайковского у профессора Владимира Понькина.
С 2014 года А. Тигранян – постоянный ассистент Кристиана и Нееме Ярви. Сотрудничает с Российским национальным оркестром, Государственным симфоническим оркестром имени Е. Светланова, Харьковским филармонический оркестром, Лондонским симфоническим оркестром королевской академии, Камерным оркестром Берлина, Симфоническим оркестром Западной Саксонии в Белене, Эстонским молодежным национальным симфоническим и Камерным оркестром в Эстонии, Балтийским молодежным симфоническим оркестром в Узедоме (Германия), оркестром «Симфония Варсовия». С 2012 года – художественный руководитель Камерного оркестра «Камерата Армония».
Осенью Арман Тигранян выступит в Москве:
19 октября – 19.00, Рахманиновский зал Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Камерный оркестр «Camerataarmonia», художественный руководитель и дирижер – Арман Тигранян. Солисты: У Юн Чой (скрипка), Рустем Кудояров (фортепиано). В программе: З. Раупова, Ф. Мендельсон, Э. Элгар, А. Онеггер.
6 ноября – 19:00, МКЗ Зарядье – Большой зал. Российский национальный оркестр, дирижер – Арман Тигранян, солист Ильдебрано д’Арканджело (баритон). В программе: В. Моцарт.
Светлана Елина