Не сегодня-завтра в России будет принят закон о противодействии билетной спекуляции.
Он который сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе.
Одной из мер, вероятно, станет запрет на продажу билетов по цене большей, чем та, что указана на билете.
Со спекулянтами, как только сегодня не борются: продают билеты по паспорту, печатают их на именной бумаге, выдают браслеты с номерами.
Но дельцы всегда оказываются находчивей и не брезгуют никакими методами: даже распыляют газ в очереди за билетами, чтобы избавиться от конкурентов. Слишком уж соблазнителен куш.
Распространенная театральная мечта – «Щелкунчик» в Большом в канун нового года.
Открываем афишу театра. 28 декабря – билетов нет. 29-е, 30-е – билетов нет ни на дневной, ни на вечерний спектакль. В разделе «Стоимость» на официальном сайте Большого театра можно уточнить, что максимальная цена в партер, скажем, 30 декабря составляла 15 000 рублей.
Стоит создать в поисковике простой запрос «Щелкунчик билеты Большой», и сразу масса предложений. Это перекупщики. Открываем первый же сайт. «Щелкунчик», 30 декабря, партер, билеты есть. Стоят от 90 до 100 тысяч. И это абсолютно законно.
С точки зрения закона спекулянты – это предприниматели. Спрос определяет предложение. И зрелища – в цене.
«Мы живём в условиях рынка свободного. Данные организации что-либо не нарушают. Они имеют право. Видимо, какие-то физические лица в кассах непосредственно скупают эти билеты, передают собственникам этих организаций, и уже в дальнейшем происходит определенная наценка, накрутка. А они реализуют билеты через Интернет-площадки, через социальные сети»,
– рассказал юрист Вадим Рождественский.
Те, кто продают билеты на улице, тоже почти ничего не нарушают. Разве что чеков не выдают.
«Он купил этот билет в кассе или на сайте театра. Билет с момента покупки переходит в собственность человека, который купил, является его частной собственностью, он стоит здесь на улице продает его. За что-либо его оштрафовать или как-то возбудить административное дело против этого человека – абсолютно нереально»,
– отметил директор Театра им. Е. Вахтангова Кирилл Крок.
Купить билет в 5, в 10 раз дороже – конечно, обидно. Но есть риск и вовсе потерять деньги. Сергей – поклонник Сильвестра Сталлоне. Увидеть кумира – мечта. И вот стало известно, что актер приедет в Москву со своим спектаклем.
«Была реклама в официальной группе, посвященной Сильвестру Сталлоне. Ссылка на сайт. Я на этот сайт зашел. Сайт оказался копией, клоном оригинального сайта. Я про это ничего не знал, приобрел билеты. Мне привезли»,
– рассказал Сергей Каравцев.
Два билета – по 15 000 каждый. На эту покупку Сергей копил несколько месяцев. А накануне долгожданной встречи с кумиром стало известно, что шоу отменяется.
«Я хотел вернуть деньги за билеты. Начал звонит по телефонам, но сайта уже не было. Телефоны все были отключены, и я остался ни с чем. Деньги за билеты отдавал только на официальном сайте»,
– добавил Сергей.
И финансовые документы, и сами билеты – оказались фальшивкой. Сергей столкнулся не просто с перекупщиками, а с мошенниками. Эксперты в «Лаборатории Касперского» уверяют, что от киберпреступников могут защитить специальные программы. И бдительность. Первое, на что нужно обратить внимание, – адресная строка.
«Злоумышленники не могут зарегистрировать точно такой же сайт. Но правда есть различные уловки. Например, использовать вместо буквы «О» – ноль. Вместо «L» – единичку и так далее. То есть, внимательно смотрите, что вы вбиваете в адресной строке»,
– посоветовал руководитель росссийского исследовательского центра «Лаборатории Касперского» Юрий Наместников.
Технологии используют не только для прямого обмана. Чтобы билеты перепродать, нужно их сначала купить. Специальные компьютерные программы вылавливают в сети самые дешевые. Театрам нужно серьезнее заниматься кибербезопастью, считают в «Лаборатории Касперского».
«Мы уже разработали несколько алгоритмов, которые позволяют определить, это человек за компьютером совершает покупку или это автоматическая система. Соответственно, с помощью такой системы, которая работает на стороне сайта, можно автоматически говорить, что вот это поведение – это поведение бота и его можно остановить. Использование таких систем, действительно может помочь, единственное – театрам нужно начать их встраивать в свои сайты»,
– добавил специалист.
Но пока робот может купить билетов пачку. А свой сайт перекупщики стараются сделать ярким и представительным, чтобы сбить с толку. Елена Васильева была в Большом театре только в детстве, как выглядит оригинальный сайт, конечно, не знала. Скоро в ее семье – двойной юбилей. Она решила сделать подарок себе и маме – билет на балет.
«Я человек доверчивый и нашла сайт, который довольно-таки был похож на сайт Большого театра. И я заказала билеты»,
– рассказала Елена Васильева.
Думала, что совершает покупку на официальном ресурсе. Но оказалось, что это перекупщик. Теперь Елена даже не знает, пустят ли ее на спектакль по этим билетам. Их рассматривает заместитель директора Большого театра.
«Билет очень похож на наш. Я не собираюсь и не буду рекламировать сайт, на котором вы купили билеты, тем более, что билеты на этот спектакль, как это ни горько мне вам говорить, до сих пор есть в свободной продаже на нашем сайте. По тем деньгам, которые он стоит»,
– поделился заместитель генерального директора Большого театра Олег Мисковец.
Два на «Спартак» и два на «Баядерку». Их номинальная стоимость – 21 тысяча. Елена заплатила – 35. Театры и официальные билетные сервисы уверены, что нужен закон с жесткими ограничениями.
А вот представители молодого поколения Интернет-бизнесменов уверяют, что запреты в сети не эффективны. Даниил Кручинин создал международную платформу где продавцы и покупатели билетов находят друг друга.
«И покупатель приобретает не у барыг, как говорится, а приобретает у этого брокера. А мы тем самым гарантируем, что билет настоящий, подлинный и после того, как покупатель сходил на мероприятия, мы денежные средства выплачиваем продавцу. Тем самым мы нивелируем риск мошенничества и так далее»,
– объяснил основатель платформы eTicket4.ru Даниил Кручинин.
Бизнесмен уверяет, если ввести жесткие меры, серый рынок может стать черным. Нужно искать передовые решения. Осталось найти эти альтернативные способы, чтобы цивилизованно развивалось искусство продавать искусство.