Совершенно безумный день случился в «Новой опере» – Теодор Курентзис устроил там «Свадьбу Фигаро».
Сочинение Моцарта художественный руководитель Пермского театра оперы и балета привез на фестиваль «Золотая маска». Ловкий цирюльник – претендует на победу в шести номинациях. Отмечены работы режиссера, дирижера, исполнителей ведущих партий. А как лучший оперный спектакль «Фигаро» может заставить потесниться «Тристана с Изольдой», «Летучего голландца» и самого «Бориса Годунова».
Пермский театр оперы и балета начал «разыгрываться» ещё в субботу с утра. Прилетев в Москву, 60 музыкантов исполнили увертюру к «Свадьбе Фигаро» прямо в терминале аэропорта Шереметьево. Этот флэш-моб проходил в рамках проекта «Золотая маска в городе». Спектакль пермяков борется за «Золотую маску» в 6 номинациях.
Лучшим дирижером может стать Теодор Курентзис. Новизна его Моцарта, о которой говорят все, – в хорошо забытом старом, смеётся маэстро. Как звучала эта опера в XVIII веке, так он её и старается исполнять с оркестром MusicAeterna. Музыканты из Франции, Германии, Испании, Португалии играют на аутентичных инструментах. И «если точно играть, звучит очень радикально» – вот «ноу-хау» Курентзиса.
«Мне хочется через эту музыку ощутить поначалу пыль оперной сцены, а через эту пыль путешествовать в запахе молодости. Это запах солнца, кожи, земли. Желтый запах, красный»,
– говорит Теодор Курентзис.
За кулисами Теодор Курентзис – поэт. За дирижерским пультом – похож на музыку своего любимого Моцарта – игривую, бурную, контрастную. Поспевать за темпами оперы-буфф артистам не просто. Особенно Анне Касьян, тоже номинированной на «Маску».
«Три с половиной часа бегать во все стороны, потеть и петь – не очень легко. Олимпийская такая выдержка»,
– признается Анна Касьян.
Под эту музыку так ещё, пожалуй, не отплясывали. К манерам галантного века постановщики не стремились. Пометка «16+» на афише не случайна. Влечения и страсти – здесь не просто слова из арий на итальянском. «Исследованием любви на все времена» называет эту оперу режиссер – тоже номинант «Золотой маски».
«Как на картинах средневековья у нас действо происходит как бы в райском саду. Массе искушений подвергается человек возле пресловутой яблони. Но это условный универсум – поэтому задник сцены – созвездия. Музыка старинная, пространство условное, а тема такая актуальная!»,
– рассказывает Филипп Химмельман.
Ещё одна претендентка на звание «лучшей солистки» – Наталья Буклага. Достойна награды – хотя бы за смелость! Весь спектакль делится для неё на «до этого полёта» и «после». А так и не скажешь – что боится высоты. Кроме того – играет она «юного пажа».
«Сам того не зная, когда поет свои песни, превращается в Эроса – в бога любви, на голос которого идут все женщины вокруг и он заражает любовью всё, что рядом с ним находится. Даже несколько человек сказали, что Керубино для них – это Моцарт»,
– говорит Наталья Буклага.
Назовут ли эту «Свадьбу Фигаро» – «лучшим спектаклем в опере» – узнаем меньше чем через месяц. Но вот о феномене «пермского Моцарта» уже заговорили.