Отшумел, отошёл в историю XVI Международный конкурс имени П. И. Чайковского.
Чем запомнится это событие? Какие вопросы предстоит разрешить? Каким будет следующий Конкурс?
Понятно, что время, «текущий момент» отразились на облике завершившегося Конкурса. С самого начала, с открытия задался тон деловитости, озабоченности, в итоге, будничности. Как-то исчез настрой на праздник, на торжество «чистого искусства». Извечным остаётся стремление изгнать «торговлю из храма», отделить «зёрна от плевел».
И тут опять всплывает пресловутый рояль «Yangtze River», на котором «въехал» в программу Конкурса китайский пианист Ань Тяньсю, и продержался на сём рояле до самого третьего тура, победно завершив столь трудное соревнование с 4-ой премией Конкурса, несмотря на «подводные камни» переменчивой судьбы.
В комплиментарном отзыве о даровании китайского пианиста самого председателя жюри пианистов, всемирно прославленного маэстро Дениса Мацуева дан стратегический план дальнейшего развития пианиста.
Остаётся лишь пожелать пианисту Ань Тяньсю следовать этому плану, дабы достичь тех результатов, которые предвидит маэстро Денис Мацуев, а он знает, что говорит. Пусть будет так!
Было и ещё одно чудо с Востока. Это очень обаятельный, прекрасно подготовленный пианист из Японии Мао Фудзита. Хитрый японский план покорения московской публики удался. Конкурсные меломаны млели от улыбчивого, очень техничного пианиста из Японии. Результатом стала 2-ая премия Конкурса, что было ко всеобщему благостному расположению публики.
Запечатлелся в памяти американский пианист Кеннет Броберг – очень яркий, азартный исполнитель, кстати, серебряный призёр Международного конкурса пианистов имени Вана Клиберна 2017 года. Его интерпретацию сочинения С.В. Рахманинова «Рапсодия на тему Паганини» ля минор, соч. 43 можно назвать характеристикой времени, исполненную в беспощадном темпе, не оставляющем пространства для лирических отступлений.
Весь облик исполнителя, его устремлённость к вершинам, сверкающий взор, невероятный темперамент живо напомнили Наполеона Бонапарта на картинах портретиста Императора Франции…. Результатом стала 3-я премия Конкурса.
Золотая медаль Конкурса пианистов досталась двадцатидвухлетнему Александру Канторову из Франции, ученику Рены Шерешевской. Она же и педагог французского пианиста Люки Дебарга, яркого призёра прошлого Конкурса, а теперь частого гостя в России.
Выступление Александра Канторова в третьем туре, а это было исполнение двух фортепианных концертов, И. Брамса и П. И. Чайковского, закончилось буквально под рёв зрителей БЗК и принесло исполнителю первую премию Конкурса.
Наши пианисты, Дмитрий Шишкин, Константин Емельянов и Алексей Мельников, вошли в состав призёров Конкурса, оказавшись на втором и третьем местах соответственно.
Уместно говорить о всей группе пианистов, а их было десять, представлявших Россию, нашу знаменитую пианистическую школу. Определить уровень наших участников Конкурса можно, сказав, что это была «другая планета». Это был необъятный спектр глубоких эмоций, беспредельно расширяющий содержание исполняемых произведений.
Поражала целостность, сюжетность в интерпретациях музыкальных произведений программ конкурсантов, что является одной из особенностей русской пианистической школы.
Следует отметить, что конкурсанты наши, молодые люди, исполняя свои программы, демонстрировали необычайно высокий уровень эмоционального развития, без достижения которого невозможно дать такие глубокие интерпретации музыкальных произведений
Исполнение нашими музыкантами произведений русских композиторов, особенно П. И. Чайковского и С.В. Рахманинова, могут быть рекомендованы как эталонные, в основе которых лежат «коды» русской культуры.
Выступления наших пианистов в программе Конкурса говорят о том, что русская пианистическая школа развивается на мощном фундаменте опыта предыдущих поколений и демонстрирует устойчивость как сложившаяся система.
Завершился Международный конкурс имени П. И. Чайковского двумя гала-концертами, сначала в новом к/з «Зарядье» в Москве, а затем на сцене Мариинки-2 в Петербурге.
Людмила Краснова