Изысканный танец, брутальные мясники и холодная война — таков “ассортимент” IX Московской биеннале.
В Мультимедиа Арт Музее (МАММ) открылась IX Московская международная биеннале «Мода и стиль в фотографии» — почти полугодовой выставочный марафон, в ходе которого покажут 29 экспозиций. 11 февраля в залах МАММ появились две из них — «Светлана Захарова. Стоп-кадр» и «Робер Дуано. Красота повседневности». В этот же день презентовали очередную часть проекта «История России в фотографиях. Фотолетопись России».
Первый проект — результат сотрудничества знаменитой прима-балерины Большого театра Светланы Захаровой и фотографа Владимира Фридкеса, участника титулованной российской арт-группы AES+F. Студийные черно-белые кадры дополнили цветными зарисовками из жизни звезды балета, сделанными Фридкесом в стенах Большого театра.
Полюбоваться на экс-депутата Госдумы Захарову приехал целый отряд чиновников: заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, министр культуры РФ Владимир Мединский, глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков. Был среди гостей и гендиректор Большого театра Владимир Урин. Однако лично принять поздравления балерина не смогла — слегла с гриппом.
Тем не менее, экспозицию публике представили ярко. Пламенную речь произнес Сергей Капков, заявивший, что фотографии Фридкеса показывают зрителям «даже не женщину, а уникальное существо, которое боготворили поэты, художники, меценаты Большого театра».
«Брошкой» биеннале директор МАММ Ольга Свиблова назвала первую в России ретроспективу классика французской фотографии Робера Дуано. «Красоту повседневности» автор передает через атмосферные кадры, выхваченные из бурлящего потока парижской жизни. На одном из них запечатлены «Мясники-меломаны» — крепкие мужчины в запачканных кровью фартуках, завороженные игрой забредшей к ним в лавочку аккордеонистки.
Выставку «Россия. XX век в фотографиях. 1946—1964» можно назвать объектом стратегического значения для МАММ. Она стала результатом многолетней работы музея в рамках программы «История России в фотографиях. Фотолетопись России», реализуемой с 1997 года.
Экспозиция, рассказывающая о самых напряженных годах холодной войны, оказалась созвучна сегодняшнему дню. Всеволод Тарасевич и Василий Егоров в конце 50-х—начале 60-х засняли пикеты у посольства США в Москве: советские граждане требовали от Штатов убрать руки прочь то от Ирана и Ливана, то от Кубы, а в идеале — «от всех стран, отстаивающих свободу и независимость».
Но, пожалуй, наиболее ярким и актуальным символом выставки стал снимок, сделанный Владимиром Лагранжем в период строительства кинотеатра «Россия»: подъемный кран с огромным баннером, напоминающим, что «Мир — это жизнь».
Экспозиция будет показана в 30-ти городах России. К выставке также издан каталог с одноименным названием, который пополнит собрания центральных библиотек страны.