Нынешнее лето в Германии во власти музыки Рихарда Штрауса. В ряде городов страны устраиваются симфонические концерты, оперные спектакли, камерно-вокальные программы с участием ведущих коллективов и исполнителей.
Так в Гармише, в баварской резиденции Штрауса в течение июня проходил фестиваль, посвященный юбилею композитора.
Между тем, в Дрездене – городе, с которым тесно связано творчество немецкого классика, также отметили эту знаменательную дату.В преддверии юбилея оркестр Дрезденской Штаатс капеллы под управлением Кристиана Тилемана и немецкое сопрано Аня Хартерос представили вниманию публики симфоническую программу, в которой прозвучали Альпийская симфония и Четыре последние песни Рихарда Штрауса, к которым добавилась еще одна вокальная миниатюра «Мальвы» в оркестровке современного немецкого композитора Вольфганга Рима, чье сочинение для оркестра «Ernster Gesang» («Строгий напев») открыло вечер.
Ну, а 11 июня в день 150-летия со дня рождения Рихарда Штрауса на сцене Земперопер с триумфом прошел исторический гала-концерт с участием оркестра Дрезденской Штаатс капеллы и приглашенных солистов оперы.
Кристиан Тилеман целенаправленно составил программу, в которой сквозной нитью был отражен дрезденский период творчества Рихарда Штрауса. Прозвучали симфонические фрагменты и арии из опер: «Электра», «Саломея», «Потухший огонь», Арабелла», «Интермеццо», «Елена Египетская», «Молчаливая женщина» и «Дафна».
В юбилейном гала-концерте участвовали лучшие штраусовские сопрано современности: Кристина Герке, Аня Хартерос и Камилла Нилунд.
Густой и насыщенный тембр голосов удачно гармонировал с поистине волшебным музыкальным аккомпанементом оркестра Дрезденской Штаатс капеллы – коллективом, который по праву именуется «оркестром Штрауса». Композитор неоднократно дирижировал им, в том числе и на премьерах своих сочинений.
Для Кристиана Тилемана имя Рихарда Штрауса священно, равно как и других его любимых композиторов австро-немецкой школы: Рихарда Вагнера, Антона Брукнера и Иоганнеса Брамса.
В интервью немецкой телерадиовещательной компании DW (Дойче велле) маэстро отметил:
«Работать с оркестром, у которого такие традиции, такое мастерство в исполнении музыки Штрауса и Вагнера – для меня счастье и сплошная радость. Вообще, вся Земпер-опера пропитана духом Рихарда Штрауса: кажется, что он вот-вот спустится в зал или перегнется к тебе в оркестровую яму из зрительного зала и спросит: “Ну что, уже начинаем репетицию?” Лишь одна деталь: мы играем почти все оперы по оригинальному нотному материалу, который использовался и сто лет назад во время знаменитых премьер! Лучшая традиция – это та, которую не надо воскрешать или беречь, а та, которая существует сама по себе».
Концерт транслировался немецко-французской телерадиовещательной компанией ARTE. На Театральной площади у здания Земперопер были установлены специальные мониторы. Сотни людей пришли послушать музыку Рихарда Штрауса, поклониться национальному музыкальному герою страны.
Музыкальные приношения Рихарду Штраусу в Дрездене продлятся до конца этого года. Так, в конце июня уже состоялась премьера балетного спектакля «Легенды» по мотивам дрезденских сочинений Рихарда Штрауса (хореография Алексея Ратманского), а в ноябре грядет музыкальный фестиваль Рихарда Штрауса, в концертных программах которого будет широко отражено оперное и камерно-вокальное творчество композитора.
Виктор Александров, Дрезден (Германия) ClassicalMusicNews.ru