Министерство культуры создало специальную рабочую группу, призванную решать конфликты в региональных театрах.
Прошедший год может войти в историю театрального сообщества как точка кипения страстей. Такого количества конфликтов, которые возникали в московских и региональных театрах, мы не наблюдали, пожалуй, никогда.
Скандальные постановки, нелицеприятные высказывания руководителей театров, недовольство общественности – критическая масса явно накопилась.
Урегулированием споров теперь будет заниматься специальная рабочая группа Министерства культуры. В ее работе примет участие само Министерство и Союз театральных деятелей России.
Идея создания площадки для решения спорных и конфликтных ситуаций в театре совместно – Министерством культуры и театральной общественностью, кажется, висела в воздухе. И вот воздух стал настолько плотен, что не консолидироваться уже невозможно.
В конце прошлого года на встрече министра культуры Владимира Мединского с представителями театрального сообщества подробно обсуждались возможности взаимодействия по спорным и проблемным вопросам в театре. И вот, наконец-то, для этого создается специальная группа.
«Это совещательный орган, который принимает консенсусные решения. И мы исходим из того, что рекомендации этого органа будут для нас важны по очень широкому спектру вопросов»,
– отметил заместитель министра культуры РФ Александр Журавский.
О характере работы группы известно следующее. Встречи планируется проводить по мере необходимости. Совет будет вырабатывать общую позицию по спорным вопросам и готовить некие предложения. В частности, будет рекомендовать назначения на посты худруков, главных режиссеров, директоров театров.
Минкультуры и прежде консультировался с Союзом театральных деятелей, однако теперь это взаимодействие будет формализовано. Состав группы будет ротироваться каждый год.
В первый вошли Валерий Фокин, Владимир Урин, Александр Калягин, Кирилл Крок, Евгений Миронов и другие.
Представители театрального сообщества, среди которых – худрук, гендиректор театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, прокомментировали ситуацию.
«Совет, который создан Министерством культуры, создан из очень уважаемых людей. Это очень хороший барьер, чтобы охранять творчество. Потому что случаи нападок на творчество связаны часто с какими-то глупостями, это не связано с запретами, это просто глупость. И от этой глупости нужно обороняться»,
– считает Дмитрий Бертман.
Работы уже в избытке. Взять хотя бы совсем недавнюю историю со «Щелкунчиком», которого Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон якобы назвал «оккультным» и рекомендовал театрам показывать вместо балета «Щелкунчик» оперу «Рождество», созданную по заказу Новосибирской епархии.
Митрополит известен и тем, что в 2015 году выступил против постановки оперы «Тангейзер». Тогда претензии были к сценографии.
Сейчас СМИ активно раздувают новый скандал. Между тем, на сайте Митрополии читаем:
«…Обычно показывают балет “Щелкунчик”, но считается, что там герой – принц-оборотень, оккультная постановка, поэтому если говорить о наших традициях, хотелось бы, чтобы праздник отражал суть Рождества Христова…».
Автор музыки оперы «Рождество» – композитор Ираида Сальникова, член Союза композиторов России. На сцене Новосибирского театра оперы и балета уже шли ее постановки – «Заступник земли Русской», посвященной Сергию Радонежскому, и «Святой Владимир – Креститель Руси».
Реакция общественности, подогретая СМИ, уже привела к тому, что правительство Новосибирской области планирует провести круглый стол на эту тему. Подобные проблемы – тоже предмет обсуждения для вновь созданной группы.
«Очень важно, чтобы в этот совет вошли и представители религиозных общин, представители традиционных религий»,
– считает ректор Российского института театрального искусства – ГИТИСа Григорий Заславский.
С началом работы комиссии появляется надежда, что решения спорных вопросов станут более взвешенными, а информация о театральных постановках и отклике на них общества – более объективной.
Валерия Кудрявцева, Новости культуры