«Театр — не девка, которая должна быть всем доступна»: рублем бьют и перекупщиков, и зрителей.
Высокие цены на новогодние спектакли в очередной раз стали предметом критики. В этом году тему первым поднял ректор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой народный артист России Николай Цискаридзе.
«Достать билеты в театр никогда не было легко, другое дело, что это не стоило как чугунный мост. Я не поддерживаю это. Не может билет на спектакль стоить столько же, сколько месячный оклад человека. Это ненормально»,
— сказал Цискаридзе на просветительском форуме «Знание.
«Надо не забывать, что главные театры нашей страны — бюджетные, они находятся на содержании нас с вами. Это наши налоги содержат все эти театры, поэтому для нас это (стоимость билетов — ред.) должно быть по-другому»,
— заметил также Цискаридзе.
Дороговизна билетов поразила даже видавших виды петербургских звезд шоу-бизнеса.
«Я видела цены на билеты на новогодние спектакли, они завышены. Так быть не должно. Считаю, что такие вещи должны финансироваться из городского бюджета, чтобы билеты были доступными для всех. Но я понимаю и самих артистов, они хотят, чтобы их работа тоже оплачивалась»,
— отметила певица Татьяна Буланова.
Комментируя ситуацию, в Минкультуры подчеркнули, что ценообразование во многом зависит от работы самих театров, «их подходов к формированию творческих планов и репертуарных афиш». В то же время «повышение цен на билеты в театры в достаточной мере действительно продиктовано необходимостью борьбы с так называемыми перекупщиками».
И подобный ответ на «билетный» вопрос достаточно распространен. Правда, есть и вариации.
«Дешево билеты стоить не могут. Зрительный зал, который вмещает в себя определенное количество людей, уже диктует некий дефицит билетов. Театр — это не девка, которая должна быть всем доступна, а элитное искусство.
Согласен, что в нескольких театрах билеты по цене зашкаливают. Но театры идут на это не чтобы нажиться, а поскольку нет инструментария для борьбы с таким злом, как перекупщики. Они каждый день наживаются и получают незаконный доход от чужой деятельности»,
— полагает директор театра имени Е. Вахтангова Кирилл Крок.
Примечательно, что вполне бюджетный способ борьбы с перекупщиками вроде бы уже найден — именные билеты с персональными данными. Исключительно таким образом, с предъявлением паспорта, теперь можно попасть в Большой, а также на некоторые спектакли театра Вахтангова и ряда других театров. Однако о снижении цен на билеты никто из них не объявлял.
В отличие от главного театра страны, который до сих пор не определился с графиком показов «Щелкунчика», датой начала продаж билетов (в пошлом году Большой начал продавать их 4 ноября) и ценами, в Северной столице (именно здесь, на сцене Мариинского театра, в 1892 году впервые был показан этот спектакль) купить билеты на новогоднюю сказку можно было с октября.
Однако цены «кусались» уже на старте продаж. Так, в Михайловский театр, в начале октября цены билетов на «Щелкунчика» стартовали с 3 тысяч рублей. Посмотреть спектакль в первом ряду партера можно было за 20 тысяч, а при желании сделать это 30 декабря, за престижные места нужно было заплатить 30 тысяч. Впрочем, как оказалось, это еще не предел: в ноябре их цена достигла 40 тысяч рублей.
Примечательно, что в Большом театре в прошлом году самые дорогие билеты на популярную новогоднюю постановку продавались вдвое дешевле — за 20 тыс. рублей.
В Мариинке «Щелкунчика» весь декабрь можно будет посмотреть как на основной сцене, на Театральной площади (с канонической хореографией Василия Вайнонена, а также в исполнении артистов театра Якобсона — с хореографией Вайнонена в редакции Николая Цискаридзе), так и на новой — на Декабристов (в постановке Михаила Шемякина).
В первом случае на дневные спектакли билеты стоят от 6250 до 15 тыс. рублей (на балет в редакции Цискаридзе от 5 до 14 тыс. рублей, столько же стоит попасть на спектакль с участим студентов академии им. Вагановой), на вечерние — до 17 тысяч. Новая сцена радует чуть более гуманным ценником: 3,2-12 и 4-15 тыс. рублей.
Впрочем, к концу месяца стоимость билетов также увеличивается: в последние дни года насладиться из партера в историческом здании волшебной историей превращения страшноватой деревянной игрушки в прекрасного юношу можно за 10-30 тыс. рублей (каноническая хореография), а окунуться в мир гротескных фантасмагорий Михаила Шемякина (хореография Кирилла Симонова) на Декабристской — за 7,5-25 тыс. рублей.
Стоит заметить, что за такие деньги зрителю предлагается своеобразная лотерея: о том, кто будет исполнять главные партии в спектаклях, информации на сайте театра пока нет.
Примечательно, что сами танцовщики огромными зарплатами похвастаться не могут. Например, на сайте «Работа России» открыта вакансия для артиста балета в Михайловский театр. Кандидату с высшим образованием, опытом работы в ведущих зарубежных театрах, знанием классического и современного танцев, а также свободным владением английским языком, судя по описанию вакансии, готовы платить до 30 тыс. рублей.
Впрочем, успешному кандидату предоставят полис ДМС и общежитие (в случае переезда). В качестве особенностей работы называются «физические перегрузки, связанные с тяжестью трудового процесса». А артист «Театра балета им Л. Якобсона» не может претендовать даже на такой уровень оплаты труда — ему обещают лишь 26,7 тыс. рублей.
Безусловно, в реальности балетные артисты получают больше. В 2021 году звезда Мариинки Виктория Терешкина рассказала в интервью Татьяне Элькиной на канале «Телевидение Санкт-Петербурга», что за каждый выход в большом спектакле получает «чуть больше 100 тыс. рублей». Но прим и премьеров в театре мало, а «воинству мышей» или «снежинкам» из «Щелкунчика» о таких заработках приходится лишь мечтать.
Да и в целом, по словам вышеупомянутого Кирилла Крока, зарплаты актеров в некоторых театрах (даже московских) сократились до 60-80 тысяч. Хорошо, что для артистов существует негласный межтеатральный договор на получение контрамарок, а то смотрели бы они спектакли коллег исключительно с последнего яруса галерки (именно билет туда на ряд ключевых постановках в главных театрах страны зачастую только и могут позволить себе простые смертные).
«Повышение цен на новогодние спектакли на зарплатах артистов никак не сказывается (они получают свои обычные гонорары) — это заработок театров. „Щелкунчик“ — беспроигрышный вариант, поэтому его активно ставят в репертуар в новогодние дни.
Так повелось, что побывать на этом спектакле стремятся не только балетоманы и семьи, мечтающие приобщить детей к искусству балета через всемирно знаменитую классику. Нередко дорогие билеты приобретают состоятельные люди, которые порой и спектакль-то не досматривают. Главное — засветиться в первых рядах партера, рядом с такой же „элитарной“ публикой (вечерние платья, костюмы, бабочки, бриллианты). Получается — такой своеобразных пропуск в особый клуб.
Определенное количество дорогих билетов придерживают сами театры — для нужных людей. Я знаю случаи, когда такие билеты приобретают и дарят в благодарность — например, врачам»,
— высказал в комментарии «РосБалту» мнение источник, знакомый с ситуацией.
Впрочем, «Щелкунчика» в декабре можно посмотреть и на других площадках, по более приемлемым ценам. Например, на сцене Эрмитажного театра, где сказку представляют разные коллективы. Билеты на представление с участием артистов Санкт-Петербургского театра балета им. П. И. Чайковского стоят от 4 до 6 тыс. рублей.
На спектакль с анимированными проекциями и прочими видеоэффектами от театра «Санкт-Петербургский Балет» можно попасть, заплатив от 4,5 до 7 тыс. рублей. На балет в исполнении артистов Арт-Центра «Сен-Мишель — от 4,5 до 6 тыс. рублей.
В БКЗ «Октябрьский» балет покажут 17 декабря и в январе. Билеты еще остаются в кассах по цене от 1,2 до 5 тыс. тыс. рублей.
Но все это, как говорится, немного другая история.
Елена Дудина, “РосБалт”