Бросим взгляд на теплый субтропический Сочи двухлетней давности, радостно встретивший XI Зимний международный фестиваль маэстро Башмета.
Накануне 23 февраля мировая премьера масштабного, величественного и пронзительного симфонического полотна Александра Чайковского «Слово о полку Игореве» обернулась настоящим народным праздником! С бесконечными громовыми овациями переполненного до отказа зала и «со слезами на глазах»…
Уж такая давняя, совсем не победная история из дремучих вековых глубин – а как взяла за душу! Краевая культурно-просветительская газета «Платановая аллея» тогда писала:
«Это грандиозное событие надолго, если не навсегда, запомнится всем, кому посчастливилось быть этим вечером в Зимнем театре!»
Неудивительно, что уже с начала года в городе с нетерпением ждали премьеру нового произведения Чайковского: хоровую оперу «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и о добром народе русском». Зимний театр, центр Сочи – в красочных афишах. Помнится, даже в автобусе, в котором я направлялась на встречу с композитором, со всех спинок сидений на меня строго взирали иконописные лики Бориса и Глеба!
Конечно, сочинцы предвкушали еще одну мировую премьеру, но Александр Владимирович рассказал то, о чем давно уже протрубили СМИ: опера только что впервые и с большим успехом прозвучала на Первом Зимнем фестивале Башмета в Москве. (И это не удивительно: Юрий Абрамович знал, что поможет его новому столичному детищу стать незабываемым!) А талантливо и мощно явленная проблематика оперы, ее лейтмотив – народ и власть, их взаимопонимание либо трагическое непонимание друг друга – волнует всех во все времена.
Нужно ли удивляться, что сочинская премьера «Сказа о Борисе и Глебе» прошла триумфально, с долгими горячими овациями, с последующими не менее горячими спорами и разговорами?!
Вспомним пушкинского «Бориса Годунова», потрясшего еще современников поэта. Его знаменитая ремарка «народ безмолвствует» здесь может послужить ответом на искреннее недоумение Ярослава Мудрого: «Разве так бывает, чтоб народу открылось больше, чем мне, князю?» Вот об этом опера, а не о детективных поисках убийц высокородных княжичей, первых христианских мучеников на Руси. Государь, терпеливо повторяющий, говорящий как будто разумные вещи (артист театра и кино Андрей Мерзликин) посреди поющего, вопящего, воющего, шепчущего что-то свое народа – метафора сильнейшая.
Чайковский признается: либретто талантливого Михаила Дурненкова ему настолько понравилось, что не захотелось ничего менять, только писать, творить – и в очень сжатые сроки, всего два с половиной месяца!
Когда дописывались последние из двухсот страниц оперы, пришла скорбная весть о кончине дирижера Мариса Янсонса, друга композитора, исполнителя многих его сочинений. И потому опера посвящена светлой памяти этого выдающегося музыканта.
В сочинской премьере отличились многие и многие. Опера смотрелась и слушалась на одном дыхании, целиком и полностью захватив публику, переполнившую Зимний театр. Мальчик лет двенадцати рядом со мной не шелохнулся ни разу, впившись глазами в сцену. «Круто!» – вот резюме молодых, которым предстоит создавать свою историю России…
Одно лишь перечисление создателей и участников необыкновенного действа может занять целую страницу. Это, прежде всего, шесть известных и заслуженных прекрасных хоров с числом хористов, приближающимся к 150! (Главный хормейстер Александр Соловьев) Это режиссер-постановщик оперы Павел Сафонов, сценограф Алексей Трегубов, хореограф Алишер Хасанов, продюсер Дмитрий Гринченко, художник по костюмам Тамара Эшба.
Это дирижер Денис Власенко, контратеноры Владимир Магомадов и Олег Рябец, музыкальный руководитель и солист Юрий Башмет. Как и в «Слове о полку Игореве» Чайковского звуки его скорбно-потерянного альта завершают эту древнюю драматическую быль – никакого ликующего апофеоза. Впереди еще так много испытаний и бед великого закабаленного народа!
У композитора Александра Владимировича Чайковского планов – «громадье». Неиссякаемая творческая энергия деятельного, неравнодушного человека проявляется во всем. В апреле, например, у него запланирована поездка в Донбасс, благотворительная творческая встреча с жителями бедствующего Донецка. Он закончил свою Пятую симфонию и уже приступил к написанию Шестой. (Услышав это, я несколько омрачилась и тут же пожелала автору мажорного, жизнеутверждающего ее решения!) Чайковского также очень заинтересовала моя недавняя статья в «Платановой аллее» о давно назревшей необходимости организовать в Сочи крупный международный фольклорный фестиваль.
Вспомним, что в прошлом году отмечалось 190-летие Адрианопольского мирного договора, по которому этот черноморский «берег турецкий» стал российским. Так Сочинское Причерноморье стало настоящим «плавильным котлом» многих народов и народностей! Сейчас в городе при различных национальных объединениях действуют десятки прекрасных фольклорных коллективов, не говоря уже о профессиональных ансамблях Сочинского концертно-филармонического объединения, таких как недавно широко отпраздновавший свое пятидесятилетие оркестр «Русский сувенир», ансамбли «Кудрина» и «Любо».
Александр Владимирович обещал поговорить об идее создания международного фестиваля народного творчества в Сочи со своим другом, известным энтузиастом фольклора Борисом Березовским, хорошенько самому о ней подумать.
И ведь как органично прозвучали бы на таком фестивале, как бы его украсили грандиозные эпические полотна Чайковского «Слово о полку Игореве» и «Сказ о Борисе и Глебе»! Они поведали бы всему миру (напомним, олимпийский Сочи ежегодно принимает 6 миллионов гостей) о нашей трудной многовековой истории, о становлении нашего великого государства. И показали, и непреложно доказали бы, что у нас умеют ярко, мудро, высокохудожественно воссоздать, осмыслить «преданья старины глубокой»! Без которых, по большому счету, нельзя осмыслить настоящее и будущее…
Пользуясь случаем от имени сочинцев и вех благодарных слушателей поздравляем Мастера с днем рождения и желаем ему неиссякаемого вдохновения. Многая лета!
Лидия Лавровская