Я сомневался – писать или не писать рецензию на концерт американского баса-баритона Кайла Кетельсена, состоявшегося 8 декабря 2017 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского.
Певец выступал в рамках абонемента № 5 Московской Филармонии «Звезды мировой оперы в Москве». Кетельсену аккомпанировал Московский камерный оркестр «Musica Viva» п/у французского дирижёра Бенжамина Пьоннье.
И я всё же решил написать.
Лет пять назад я писал по поводу выступления в Москве вокалистов, которых приглашали участвовать в точно таком же абонементе, статью «Нужны ли нам мнимые звёзды?» И вот опять приходится писать на ту же тему, потому как за эти пять лет мало что изменилось.
Нужно ли приглашать в Москву звёзд мировой оперы? Безусловно, нужно, но это должны быть действительные звёзды, а не мнимости. Вряд ли стоит причислять к звёздам любого вокалиста, представляющего внушительный список оперных сцен, на которых он выступал. Это может быть разовое выступление, или участие в одной постановке, после которой его больше не приглашают в этот театр.
Критерием реальной «звёздности» скорее может быть анализ прессы, но не только той, что рассылают агентства или импресарио того или иного вокалиста, а более-менее полный охват прессы, который сейчас доступен благодаря мировым сетям и компьютеру. Не говоря уже о просмотре видеозаписей.
Теперь о выступлении в Москве Кайла Кетельсена, ставшем поводом для этой рецензии. Насторожил уже буклет, выпущенный Московской филармонией к этому концерту.
Вся информация, предоставленная слушателю – это перечисление оперных театров, и концертных залов в которых выступал Кетельсен и дирижировал Пьоннье, и оркестры с которыми они выступали. И ни одной цитаты из прессы, ни слова про особенности вокала или манеры интерпретации.
Не слишком порадовала размер, и программа концерта, в которой у Кетельсена были заявлены шесть номеров, из которых пять – абсолютные шлягеры.
Некоторый интерес вызвал выходной речитатив и ария Зороастро «Sorge infausta una procella» из оперы Генделя «Орландо». Но этот интерес довольно быстро истаял в процессе исполнения, поскольку стало ясно, что голос Кетельсена не обладает подвижностью, гибкостью и школой, необходимыми для исполнения барочной музыки.
Две арии из опер Моцарта: Лепорелло «Madamina! Il catalogo ė questo» (ария со списком)из «Дон Жуана» и Фигаро «Non più andrai» (Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый…) из «Свадьбы Фигаро» прозвучали у Кетельсена заметно удачнее, но тоже далеко не эталонно.
Наименее удачным в программе было исполнение Куплетов Эскамильо «Votre foast» из оперы Бизе «Кармен». Здесь у Кетельсена проявились и чисто вокальные проблемы, и недостаток образности, который он пытался скрыть приемами мимики, как говорится, «хлопотал лицом».
В арии короля Филиппа II «Elle ne m’aime pas» из оперы Верди «Дон Карлос» с вокалом у Кетельсена было более-менее в порядке, также как и в первом бисе – речитативе и арии короля Рене «Что скажет он?» из оперы П. Чайковского «Иоланта», но не хватало драматической наполненности в обеих, трагических по содержанию ариях. Справедливости ради следует отметить вполне приличный русский язык Кетельсена в арии короля Рене.
Куплеты Мефистофеля «Vous, qui faites», завершавшие основную часть программы и исполненные в качестве второго биса, стали лучшим номером программы концерта.
Дирижёр Бенжамин Пьоннье выступал в Москве не впервые. В 2010 году он дирижировал концертным исполнением оперы Шарля Гуно «Ромео и Джульетта», а в 2015 году – концертным исполнением оперы Амбруаза Тома «Гамлет».
Как аккомпаниатор он корректен и точен. Что касается исполнения симфонических антрактов программы, то увертюры к операм Генделя и Моцарта прозвучали довольно скучно. Фрагменты из сюиты из музыки к драме Альфонса Доде «Арлезианка» и из балетной музыки из оперы Гуно «Фауст» прозвучали гораздо живее.
К кому не возникло никаких претензий, так это к Московскому камерному оркестру «Musica Viva», который звучал превосходно и точно исполнял требования дирижёра.
Я не хочу сказать, что Кетельсен плохой певец. К его положительным качествам можно отнести молодость и свежесть голоса. Он вполне состоятелен драматически, иногда даже слишком для концертных исполнений, в которых главным способом эмоционального воздействия является музыка.
Но таких много и на звание звезды мировой оперы он явно не тянет. У нас есть немало своих певцов более высокого класса – было бы лучше предоставить им бόльшие возможности для выступления дома, а не терять их на зарубежных площадках и в театрах.
Наверное прерогатива рекомендаций приглашения для выступлений зарубежных вокалистов и других гастролёров в залах Московской филармонии не должна быть в руках одного человека, а принадлежать Экспертному совету филармонии.
Владимир Ойвин