
1 июня 2025 в Доме Радио состоялся рецитал мультиперкуссиониста Андрея Волосовского под «кодовым» названием VA, с подзаголовком «Программа о сновидениях».
Музыкант подготовил настолько внятное и ладное описание концерта, что хочется привести его здесь полностью:
«Бывает, сон не приходит сразу, и ты начинаешь думать о сегодняшнем, вчерашнем и предстоящем — это Ekstasis Линды Бакли. Начинаешь закрывать глаза и засыпать, тело и мозг успокаиваются, и ты погружаешься в непредсказуемое царство сна — это Merlin, pt. 1 Эндрю Томаса.
Во сне с тобой происходят совершенно невероятные вещи, настоящий сюр — Michi Paraphrase Кэйко Абэ.
Наконец, приходит сон без сновидений, когда ничего нет вокруг, кроме спокойствия и умиротворения — Ария из Гольдберг-вариаций И. С. Баха.
В фазе глубокого сна музыка постепенно обволакивает тебя минималистичными монотонными паттернами — Rhythm Song Пола Смэдбека — и перемещает тебя в самое желанное сновидение, — M’amour Алексея Сюмака. Бывает, что интересный сон прерывается на миг ранним шумом улицы, но снова забирает тебя в свой мир.
А иногда, слегка проснувшись, ты и сам понимаешь, что есть еще немного времени побыть в мечтах и фантазиях, и снова засыпаешь — это VA, pt. 3 Андреаса Мустукиса».
Идея программы появилась как раз от последнего произведения – VA Андреаса Мустукиса. Изначально это пьеса для камерного ансамбля, где в третьей части солирует вибрафон – именно она показалась Андрею идеально подходящей для финала концерта и побудила ассоциацию с утренней дремотой. А дальше остальные, большей частью, редко исполняемые произведения, выстроились по фазам сна.
Начало (Ekstasis Линды Бакли) и конец обозначили композиции для вибрафона и электроники, причем у Линды Баркли электроника прилагалась к нотам, а Андреас Мустукис записал свою специально для программы Волосовского. Интересно, что обе пьесы предписывают играть на вибрафоне смычком.
Сердцевину вечера составили сочинения, созданные или переложенные для маримбы соло, на которой Андрей играл четырьмя палочками, по две в руке (говорит, при желании можно и шестью). Merlin, pt. 1 Эндрю Томаса и Michi Paraphrase Кэйко Абэ богаты перепадами громкости и динамики – видимо, погружение в сон у музыкантов происходит довольно тревожно. Зато Ария из Гольдберг-вариаций И. С. Баха прозвучала всепроникающей колыбельной.
Следом – гипнотические ритмы Пола Смэдбека и M’amour Алексея Сюмака как их нежнейший отголосок. Получилась идиллическая картина сна (здоровые 8 часов уложились в 45 минут звука), практически без внешних раздражителей и без резкого пробуждения, чему способствовала, конечно, сумрачная атмосфера Дома Радио.
Андрей поделился, что специально сочиняет программу в одно отделение, чтобы заинтересовать публику, показать возможности инструментов и – оставить зрителя с легким чувством недосказанности и желанием услышать еще. Это часть его стратегии по развитию и популяризации перкуссионного искусства в России.
Помимо концертов в составе musicAeterna, сольно, во главе Moscow Percussion Ensemble, музыкант уделяет время и просветительским проектам: в этом сезоне Лаборатория современного зрителя пополнилась мастер-классами Волосовского (всем желающим под чутким руководством доверяли барабаны, бубны и тарелки), продолжать которые он планирует и в своей московской студии.
Кстати, если вам всегда хотелось завести дома ударные, но страшно было побеспокоить соседей, мы узнали у Андрея, что самый тихий вариант – калимба, африканский щипковый инструмент (в переводе – «маленькая музыка»).
Елизавета Ординарцева