В столице Татарстана записывают все симфонии и концерты главного советского классика. Часть 1-я.
С начала августа Казань превратилась в город Шостаковича. Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского записывает все симфонии и все инструментальные концерты главного советского композитора.
Комплект выйдет на лейбле «Мелодия» в 2017 году. Событие из разряда сенсационных решила засвидетельствовать музыкальный критик Елена Черемных.
Глас свыше и пианист без рубашки
В день своего приезда неделю назад, войдя в ГБКЗ им. Сайдашева где-то около 14:30, с удивлением увидела расходящихся на обед оркестрантов.
Первый фортепианный концерт Шостаковича, оказалось, уже записан. Всего за три часа. В зале велась дозапись пианиста Лукаса Генюшаса. Тихонько просочившись в партер, не поверила глазам. Красавец-лауреат второй премии прошлогоднего конкурса им. Чайковского дубль за дублем вдохновенно разыгрывал фрагменты каденции без рубашки.
Первый случай в моей жизни, когда на академической эстраде работал полуобнаженный человек. Действительно было жарко. Чтобы звук кондиционеров не попал в микрофоны, охлаждение в ГБКЗ им. Сайдашева, на месяц превращенном в рекординговую студию, включают только во время перерывов. Обнаружив мое присутствие, Лукас накинул, не застегивая, лиловую рубашенцию-распашонку.
Между фортепианными дублями из динамиков раздавался спокойный голос звукорежиссера, уточняющего, что и в каком такте стоит «немножечко изменить».
«А так все восхитительно»,
— заканчивает каждую реплику Владимир Рябенко, звукорежиссер Мариинского театра, подаривший казанскому Шостаковичу свой персональный отпуск.
Еще и еще раз исполняя требуемое, Генюшас точнехонько прикасается к клавиатуре. Бисерный пассаж, массивные аккорды — все повторы идут в фиксированном мышечном тонусе: без пережимов, «выстреливающих» нот и прочих случайностей. То, что из зала кажется идеальным, тем не менее провоцирует очередные «небольшие просьбы» звукорежиссера.
В отличие от невозмутимого пианиста, ювелирно выполняющего требования, меня степень подробности звукорежиссерского слуха опрокидывает. В том смысле, что испытываю острый комплекс собственной слуховой неполноценности. В борьбе с этим чувством и дождалась:
«Запись окончена. Большое спасибо».
На левый балкон вышел Рябенко:
«Здравствуй, Лена. Помнишь меня?»
Еще бы: в 2001 году мы познакомились в театре Додина в Петербурге, где Рябенко был звуковиком на постановке оперы «Царь Демьян». С тех пор, правда, «виделись» только в «Фейсбуке». И вот Казань. «Поднимайтесь ко мне в студию», — идем с Лукашей слушать записанное.
Планшетные ноты, электронный карандаш и палец вместо ластика
Студия — она же комната 315. В комнате — стол, пульт, два ноутбука и переходящие с головы на голову наушники. Лукас смотрит в планшет с нотами и вертит в руках белую палочку — stylos, электронный карандаш, которым Володя Рябенко делает пометки в планшетных нотах.
Лично мне все равно непонятно, как во время записи можно «схватить» ушами, да еще отметить электронным карандашом в нотах такое количество звуковых деталей, подробностей или желаемых эмоциональных градаций.
«А это мой звукоинженер — дядя Паша»,
— Рябенко знакомит нас с улыбчивым парнем. Пока я разглядываю забранные в высокий хвостик волосы дяди Паши, Рябенко прессует интереснейшей информацией:
«Знаешь, люблю записывать звук большим фронтом. У меня же действует микрофонная задержка.
Вообще, ею пользуются многие. Просто я рассчитываю время задержки по-другому. Потому что какую задачу решает звукорежиссер? Вот есть первичные условия: зал, инструменты расставлены везде, около них разбросаны микрофоны. Но я-то слушаю все в две колонки. Проблема — как разместить микрофоны так, чтобы они ровно «прошли» в две колонки.
В зале ты слышишь нечто «перед собой», а в студии — из двух колонок, стоящих от тебя справа и слева. То есть ты получаешь сигнал в первичном поле — с одной точки для ушей, а во вторичном поле — с боков».
Пытаюсь вникнуть и одновременно смотрю, как Лукас делает в планшете пометки электронным карандашом, которые пальцем, будто ластиком, тут же стирает.
«А вообще, хороший зал, тут приятно играть. Правда, в зале фальшь не слышна, а на мониторе ее, кажется, в четыре раза больше»,
— говорит он. Все-таки приятно иметь дело с самокритичными людьми.
«Леденящая объективность» микрофона (из переписки с Лукасом Генюшасом)
— Что думаешь о своем участии в этом проекте?
— Думаю, очень важно обновлять и переосмысливать «центральный репертуар». Новые люди, занимающиеся этим, и новое время сообщают привычным сочинениям другое звучание.
— Сам выбрал Первый концерт Шостаковича?
— Сразу попросил, если возможно, закрепить за мной Первый концерт, так как он уже не первый год был у меня в репертуаре. Это прозаично?.. Скоро, кстати, намереваюсь выучить и Второй.
— Приятно, что «Мелодия» сделала ставку на исполнение концертов Шостаковича лауреатами последнего Конкурса Чайковского?
— Достаточно. Хотя эта идея и появилась после конкурса, — более полугодия прошло. А вот мои контакты с «Мелодией», в свою очередь, возникли задолго до него. Сама идея выпуска лауреатских записей хороша и, думаю, в будущем может быть использована с пользой для всех сторон.
— Признайся, есть, наверное, вещи, которые во время записи раздражают?
— Не будет преувеличением или излишней вежливостью сказать, что раздражение или неудовлетворенность просто отсутствовали. Я был в очередной раз искренне восхищен качеством, самоотдачей, организованностью и осмысленностью работы коллектива и Сладковского.
— А вообще любишь записываться?
— Очень люблю. Благодарить за это должен тех замечательных звукорежиссеров, с которыми довелось работать. Они, конечно, играют решающую роль в происходящем, становясь на время и учителем, и публикой, и судьей для артиста.
Надо сказать, что запись с оркестром вообще приближает процесс к концертному до максимума. Присутствие и участие коллег-музыкантов на сцене оживляет и вдохновляет солиста, заставляет абстрагироваться от «леденящей объективности» микрофона.
Тактичный фа бекар и прожигание лазером
Назавтра писали Второй фортепианный концерт с лауреатом первой премии «Чайковского» Дмитрием Маслеевым. С совсем другой музыкой и другого склада пианистом уложились в те же три часа. Чисто музыковедческой информации в этом сете было столько, что ни в какой учебник не вместить.
Финал концерта в неквадратном размере 7/8 очень напомнил фрагмент мюзикла Бернстайна «Кандид» (песня Кунигунды). В перерыве даже поразмышляли со Сладковским, кто у кого идею мог перехватить. «Кандид» Бернстайна — 1956 года, Второй фортепианный концерт Шостаковича — 1957 года. Хотя бывает, что идеи в воздухе носятся. Всплывали, впрочем, по ходу дела и другие ассоциации.
В том же финале Сладковский просит оркестрантов:
«Ребята, а мне надо широко, чтобы как в Чайковском!..»
Ребята тут же меняют «угол слухового зрения». Тем более что очень много от Чайковского, как выяснилось, есть у Шостаковича и в красивейшей медленной части сочинения. Прослушивая ее в студии с Маслеевым, чуть не перебивали друг друга:
«Надо же, вот только казалось, что как у Чайковского. А вот уже рахманиновское…»
В отличие от Генюшаса, игравшего Первый концерт Шостаковича далеко не впервые, Маслеев специально — для записи в Казани — выучил Второй фортепианный концерт. Осенью этого года он исполнит его в Москве с дирижером Юрием Симоновым и оркестром Московской филармонии.
Интересно, на какие сравнения выведет этот опыт самого пианиста, изрядно «помученного» взыскательным звукорежиссером:
«Какая-то нота стреляет в такте 73. Первая доля…»
Пишут дубль с оркестром. Еще дубль с оркестром. Звукорежиссер мягок:
«Дмитрий, все хорошо»,
— но требователен:
«Все-таки нота ля стреляет».
Оркестранты — отцы родные — повторяют одно и то же, не подавая вида. Надо значит надо. Сладковский не давит на солиста, но постоянно уточняет задачи оркестровым группам:
«Pizzicato восходящее — как фальцет…»
Очередной дубль. Записано.
Следующий день — Первый виолончельный концерт с Александром Бузловым. Тут три часа только на первую часть ушло. На весь концерт — смена. Иначе расставлены микрофоны. Изменена рассадка оркестрантов. Совсем другой звуковой баланс с солистом.
«Чем ниже инструмент, тем сложнее записывать»,
— объясняет мне в перерыве один музыкант. Сложно, потому что Шостакович наколдовывал эту музыку словно из предгрозового воздуха. Так много в ней густой тишины, «мыслей в себе» и мнимо пустого пространства, которое нет-нет да полыхнет чем-то истошным, трагическим, жутким.
Слушаю реплики звукорежиссера:
«Цифра 40. Альты, мне кажется, ваша ткань не впитывается в соло виолончели».
Наслаждение литературой непередаваемое. Он продолжает:
«Прямо с волоса начните… Поунисонистее хотелось бы… Соло кларнета, вам неудобна была одна нотка в третьем такте…»
И настоящий шедевр:
«Вторые скрипки, спасибо! Очень тактичный фа бекар».
Не менее талантлив в формулировках и сам Сладковский:
«Пусть будет живое и теплое. На морозе лежит!.. Но теплое».
После кульминационного фрагмента литавристу:
«Удар из пушки пыльный такой получился, а надо без пыли».
Или струнным:
«Зачем такими экспрессивными смычками?! Как лазер надо прожигать!»
Симфоническое производство фестивального типа
Представить, что амбициозная запись всего симфонического Шостаковича — далеко не все, чему удивлюсь в Казани, мне и в голову не приходило. Однако неожиданностей, причем приятных, свалилось достаточно. В день, когда я сперва слушала, а потом дружилась с Маслеевым, в Казань инкогнито наведался на своем вертолете Михаил Плетнев.
Накануне он объявился Сладковскому по телефону, а в перерыве между окончанием записи Второго фортепианного концерта и вечерней оркестровой репетицией Первого виолончельного концерта прогулялся с маэстро по городу.
На записях совершенно неожиданно удалось познакомиться с Кариной Абрамян, заместителем директора фирмы «Мелодия». Тут же, поприветствовав друг друга, договорились об интервью. Ну а общаться с лауреатами конкурса им. Чайковского вообще стало огромной радостью: ребята рассказывали о себе и своих впечатлениях от оркестра как-то по-домашнему, без обычного психологического барьера. Собери-ка такую коллекцию собеседников в Москве!
И кто бы мог подумать, что Маслеев — последний победитель конкурса им. Чайковского — целых два года провел в Казани, работая в местной ДМШ концертмейстером, а параллельно учась в аспирантуре Московской консерватории. Ходил как добрый зритель-слушатель и на концерты ГСО РТ Сладковского, теперь вот сам с ними играет.
Из событий официальных, конечно, важен визит 16 августа в ГБКЗ им. Сайдашева президента РТ Рустама Минниханова: был сыгран фрагмент второй части Симфонии №11 Шостаковича — произведения, под управлением легендарного Натана Рахлина звучавшего в инаугурационной программе симфонического оркестра республики 50 лет назад.
К настоящему моменту ГСО РТ под управлением Сладковского уже записал 4 инструментальных концерта и 9 симфоний Шостаковича. За всем этим стоит серьезнейшая плановая, договорная и логистическая работа. То, что она не бросается в глаза, — лишнее доказательство показательной организационной базы коллектива.
А в том, что оркестранты отлично держатся и даже в жаркие дни записи производятся по графику, чувствуется наработанный Сладковским запас прочности ГСО РТ. Специалисты называют данный оркестр казанским симфоническим чудом. Поживем — увидим, какой отечественной и европейской реакции удостоится выпуск симфонического Шостаковича от ГСО РТ фирмой «Мелодия».
Пока же ценными в контексте казанских записей Шостаковича кажутся слова Абрамян о том, насколько беспрецедентно сильным является Государственный симфонический оркестр РТ, и догадка Рябенко:
«Мне кажется, их самый большой секрет — это огромный труд и любовь к музыке».
Елена Черемных, «БИЗНЕС Online»