В Малом зале консерватории состоялся очередной вечер абонемента “Фестиваль-фейерверк альтернативных клавиристов: диалоги с классиками”. В программе “Модернисты трех столетий” пианист Алексей Любимов представил сочинения Карла Филиппа Эмануила Баха, Ференца Листа, Арнольда Шенберга и Белы Бартока. Все номера были исполнены на инструментах, соответствующих времени создания музыки. В концерте также приняли участие пианист Вячеслав Попругин, ударники Андрей Винницкий и Дмитрий Щелкин.
Подобно Игорю Стравинскому, Алексей Любимов чувствует себя как дома в музыке самых разных эпох. Это счастливое свойство помогает ему придумывать удивительные концертные программы, где сочинения, между которыми нет почти ничего схожего, выстраиваются в единое целое. Иногда это достигается за счет общности настроения, образного строя той или иной музыки.
Такими были вечера, где Любимов играл пьесы Глинки, Шопена, Рахманинова, Чайковского, Сильвестрова так, будто все они – части одного цикла. В других случаях речь идет о близости идейной, когда представленных в программе композиторов объединяет сходство устремлений – пусть даже они жили и творили в разные века.
Такой оказалась программа “Модернисты трех столетий”. Необходимые инструменты практически без остатка заняли небольшую сцену Малого зала: целая батарея ударных, три рояля и тангентен-клавир. Этот инструмент, изготовленный в наши дни по оригиналам 1770-х годов, звучит как нечто среднее между клавесином и молоточковым фортепиано. Услышать исполненные на нем сочинения Карла Филиппа Эмануила Баха было крайне любопытно – в особенности трехчастную Сонату VI соль мажор.
Сама природа музыки, казалось, полемизировала с ограниченными ресурсами тангентен-клавира, требуя инструмента с большими динамическими и тембровыми возможностями. Например, такого, как фортепиано “Блютнер” 1878 года, на котором Любимов сыграл несколько поздних пьес Листа. В них знаменитый романтик предстал выдающимся новатором своей эпохи – предшественником Рахманинова, Скрябина и даже Новой венской школы.
Один из прозвучавших номеров назывался “Багатель без тональности” – так Лист предсказал атональность, открытую Шенбергом четверть века спустя. С его Сюиты ор.25 и началось второе отделение концерта, где звучали уже современные рояли “Стейнвей”. Сочинение, которое когда-то шокировало публику и казалось образцом музыки, опиравшейся на голый расчет, сегодня воспринимается как классика ХХ века, органически связанная как с традициями Баха, так и с современным Шенбергу неоклассицизмом.
Завершила вечер Соната Бартока для двух фортепиано и ударных – произведение, где все четыре исполнителя являются равноправными солистами. Ударники Андрей Винницкий и Дмитрий Щелкин показали себя виртуозами, исполнив сложнейшие партии: например, для игры на тарелках Барток предусмотрел четыре способа звукоизвлечения, в том числе лезвием перочинного ножа. На бис Алексей Любимов решил повторить не последнюю часть Сонаты, эффектную и непродолжительную, а первую – самую длительную, сложную как для исполнения, так и для восприятия. И она прозвучала еще удачнее, нежели в первый раз.
Илья Овчинников, “Газета”