“Даниил Райскин дарит посетителям концерта в Ратуше звездный час” – так начинается помещенная в авторитетной немецкой газете “Die Welt” рецензия на выступление дирижера, о котором серьезно и заинтересованно говорят в последнее время.
Два с лишним года назад у Райскина был назначен концерт с Государственным оркестром Рейнской филармонии, и он приехал репетировать в Кобленц. Хотя Даниил избегает чрезмерных нагрузок и суетности, случилось, однако, так, что одновременно он должен был готовить программу с участием Наталии Гутман и симфонического оркестра в Финляндии.
Когда он закончил очередную репетицию в Германии и торопился в аэропорт, чтобы лететь в Хельсинки, к нему явилась депутация оркестра, которую он не мог не выслушать. У коллектива в ту пору не было художественного руководителя: занимавший ранее этот пост Шао-Чиа Лю еще в 2001 году возглавил Оперу в Ганновере и теперь расстался с Кобленцем.
Его преемник должен был быть избран по конкурсу, для участия в котором из более чем сотни претендентов допущены были шестнадцать. К тому времени прослушали половину. Не дожидаясь знакомства с остальными, оркестр предложил Райскину занять пост генеральмузикдиректора.
Впрочем, вскоре министерство культуры, которому подчинен оркестр, выразило несогласие с нарушением процедуры и потребовало, чтобы выступили еще восемь значившихся в списке кандидатов, а также, на общих основаниях, и Даниил. Порядок был соблюден. Но решение коллектива осталось неизменным: Райскин был единогласно избран главным дирижером!
Дирижерский стаж 37-летнего Даниила Райскина относительно невелик, но профессионалам и меломанам он достаточно давно известен в ином качестве – как один из ведущих европейских альтистов. Он играл на престижнейших мировых эстрадах в ансамбле с очень знаменитыми музыкантами. В его необъятном репертуаре лишь концертов для альта с оркестром – более полусотни!
Известный своей приверженностью творчеству современных композиторов, он инспирировал появление их новых опусов и охотно брал на себя ответственность провести премьеру. Помню, мы встретились в 2002 году в Киеве на юбилее Евгения Станковича – Даниил великолепно исполнил только что созданный выдающимся украинским мастером Альтовый концерт.
В Голландии, где Райскин живет уже 18 лет, в Мидделбурге, он основал и успешно проводит свой музыкальный фестиваль, который в будущем году состоится в десятый раз.
Сын известного петербургского музыковеда, Даня еще ребенком, едва начав заниматься музыкой, решил, что станет дирижером, и шел к этой цели долго, не колеблясь и не торопясь. Когда в родном Ленинграде обучался игре на альте, одновременно постигал основы дирижирования у превосходного педагога Льва Савича, ученика знаменитого профессора Николая Рабиновича.
Впоследствии, ведя интенсивную артистическую деятельность, Райскин занимался в мастер-классах Мариса Янсонса, Неэме Ярви, Йормы Панула, Милана Хорвата и других. Работая концертмейстером альтов в нескольких оркестрах Европы, он присматривался к каждому из маэстро, с которыми репетировал и выступал, вдумчиво анализировал их художественную манеру. Это, по его признанию, дало ему особенно много для постижения того, как надо и, главным образом, как не надо дирижировать.
Многие видные инструменталисты, взяв в руки дирижерскую палочку, продолжают и карьеру солиста. Райскин же решил, хоть это и нелегко ему далось, не раздваиваться и, сыграв в январе 2007 года на альте прощальный сольный концерт, целиком сосредоточился на дирижировании.
С 2002 года он – первый приглашенный дирижер Оркестра имени Лютославского во Вроцлаве, с этим коллективом он гастролировал во многих странах. Выступает он и записывается также с другими европейскими оркестрами. Критика высоко оценила запечатленные на CD его интерпретации Четвертой симфонии Малера (с Рейнской филармонией) и Четвертой Чайковского (с Вроцлавским оркестром).
Дирижерский дебют Даниила Райскина в Гамбурге состоялся в серии летних концертов, которые Гамбургский симфонический оркестр дает при огромном стечении публики под открытым небом, в нарядном, украшенном фонтаном и скульптурными фигурами дворе Ратуши.
Мне хорошо знаком этот инструментальный коллектив. Третий сезон его возглавляет Андрей Борейко (также в свое время учившийся в Ленинградской консерватории), которому оркестр обязан значительным повышением своего артистического ранга. Незадолго до выступления с Райскиным оркестр возвратился из успешной гастрольной поездки по Америке.
Уже первые звуки открывшей концерт увертюры к “Оберону” Вебера удостоверили – как результат проведенных репетиций – полное взаимопонимание с новым дирижером. Хорош маэстро или не очень, опытный слушатель достаточно скоро определяет по двум связанным между собой вещам: заданному дирижером темпу и качеству оркестрового звучания. В наш атомный век принято гнать веберовскую увертюру со скоростью ракеты. Райскин дирижировал ее сдержанней, чем большинство его коллег.
Парадоксально: волшебную призрачность музыки, легкость, полетность, целеустремленность движения это не ослабило, а, напротив, усугубило. Ибо не было утяжеляющих полет торопливости, суеты, а прозрачная инструментальная ткань казалась невесомой. Многообразные градации динамики – от едва слышного, но отчетливо интонируемого piano, с изящным плетением солирующих инструментальных голосов, до мощных tutti, упругого, но не форсированного forte – подтверждали высокую пробу звучания оркестра.
Перед исполнением следующего произведения – Первого концерта для скрипки с оркестром Бруха – маэстро напомнил публике, что этот самый знаменитый свой опус композитор создал в Кобленце, где в 1865 – 1867 годах занимал пост музикдиректора.
Немецкие меломаны обожают это сочинение и порой склонны слышать в нем отзвуки еще более прославленного Скрипичного концерта Брамса, созданного, однако же… двенадцатью годами позднее. Музыка Бруха изобилует упоительными мелодиями, и солировавший в концерте даровитый австрийский скрипач Бенжамин Шмид играл ее, при ансамблево чуткой поддержке оркестра, искренно, страстно – не переходя, впрочем, той грани, за которой чувство могло бы обернуться чувствительностью.
Оценивая трактовку дирижером завершившей программу Второй симфонии Брамса, уместно обратиться к критериям иного – мировоззренческого – порядка. Это было торжество всеохватной гармонии жизни, где индивидуальное и общее, эмоция и мысль, действие и созерцание, сумрак и свет не существуют одно без другого и удивительным образом уравновешены.
И снова следует отметить изначально содействовавшее успеху соотношение взятых дирижером темпов: медленные были чуть живее общепринятых, быстрые – чуть спокойнее. Целое же являло собой пример повествования, на редкость соразмерного в своих этапах, интенсивно развертывающегося и увлекающего возникающей каждый раз впереди новой перспективой. Тронуло и запомнилось, как прочувствованно, возвышенно прозвучало завершение прекрасной медленной части симфонии…
Что же, мне хочется пожелать талантливому дирижеру, чтобы так же гармонично складывалась его дальнейшая творческая судьба. И пусть поближе его узнают на родине. Пока тесные творческие отношения сложились у Райскина лишь с Уральским филармоническим оркестром.
В сезоне 2005/06 года он был тут главным приглашенным дирижером и вел свой абонемент под названием “Совершенно в европейском стиле”. Я убежден, что знакомство с европейским стилем даровитого представителя отечественной исполнительской школы доставит радость музыкантам и публике также других российских городов.
Михаил Бялик, газета “Культура”