Оркестр Берлинского Концертхауса выступил под управлением Андрея Борейко с программой из произведений П. И. Чайковского и Д. Д. Шостаковича.
Воспитанник петербургской дирижерской школы, Андрей Борейко сегодня живет на Западе и регулярно сотрудничает с известнейшими оркестрами Германии: Берлинским и Мюнхенским филармоническим, оркестром Дрезденской Штаатскапеллы, Лейпцигским Гевандхауз-оркестром, а также рядом музыкальных коллективов Европы и США.
В нашей стране Андрей Борейко в течение нескольких лет сотрудничал с Российским национальным оркестром, в последнее время часто выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром им. Светланова.
В сезоне 2012/2013 гг. Андрей Борейко занял должность музыкального директора Национального оркестра Бельгии. Кроме того, он возглавляет Дюссельдорфский Тонхалле, а также оркестр Euskadi (Баскония, Испания).
Борейко был первым приглашённым дирижёром симфонического оркестра Штутгартского радио. С этим коллективом он записал ряд симфоний Д.Д.Шостаковича.
В Берлине Андрей Борейко продирижировал Четвертую симфонию до минор (соч.1936 г.), овеянную ужасами сталинских кошмаров тоталитарной эпохи. В музыке этой симфонии Шостакович предвидел апокалипсис XX века. Произведение было задумано весной 1934 года.
Тогда в советской прессе сообщалось, что Шостакович планирует создать симфонию об обороне страны, поскольку военная угроза с каждым годом становилась все реальнее. Для работы над военной симфонией композитор был отправлен в Кронштадт на крейсер «Аврора», где были созданы эскизы первой части сочинения. Но работа не так просто давалась, приходилось все время собираться с новыми мыслями.
После разгромной статьи в «Правде» «Сумбур вместо музыки» (о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда») Шостакович в 1936 г. понял, что премьера Четвертой просто невозможна. Тогдашние репетиции симфонии Франца Штидри в Ленинградской филармонии следовало срочно отменить.
Как не посетовать на то, что эта великая симфония о горестях России прозвучала с опозданием на четверть века! 30 декабря 1961 года в Москве в Большом зале консерватории Кирилл Кондрашин с оркестром Московской филармонии провел премьерное исполнение. Тогда это стало для слушателей большим откровением. Слушая эту великую музыку сегодня, вспоминаются слова одного из грузинских философов прошлого столетия Мераба Мамардашвили:
«В истории России много слез, горя, страданий, но мало радости… Радость делить общие невзгоды – единственная радость так называемого советского человека».
Ну а для Дмитрия Шостаковича, с его столь ранимой и чуткой к чужой боли душой, радость делить общие невзгоды была еще и необходимой художнической потребностью и, конечно же, импульсом к творчеству.
В работе с оркестром Берлинского Концертхауса Андрей Борейко максимально отразил спектр настроений и чувств, характерных для музыки этого непростого произведения. Дирижер особенно подчеркнул драматургию контрастов, сложнейшие полифонические разделы цикла, неизменно уделяя внимание ансамблевой дисциплине игры. Для Андрея Борейко эта симфония Шостаковича представляется зеркалом времени, летописью трагических событий прошлого столетия.
Андрей Борейко:
«Для меня музыка Шостаковича определенным образом делится на период до Четвертой симфонии и то, что после нее создано.
В Четвертой превалирует постмалерианское ощущение оркестровых тембров, особое отношение к форме сочинения, которое мне казалось удивительно многообещающим. Время ведь было тогда непростое. Я думаю, то, что в 1936 году исполнение этой симфонии не состоялось, спасло ему жизнь. Ведь мы знаем, что произошло с композитором Гавриилом Поповым после премьеры его Первой симфонии, реакция на которую уничтожила его как композитора и творца в дальнейшем. Наверное, мы должны благодарить судьбу, которая решила, что время Четвертой Шостаковича тогда еще не настало, и она не прозвучала в той стране и при тех обстоятельствах»
– Какова судьба интерпретаций Четвертой симфонии Шостаковича в Германии после немецкой премьеры сочинения с участием Кирилла Кондрашина?
Андрей Борейко:
«Действительно, Кирилл Петрович был одним из самых активных пропагандистов этой симфонии Шостаковича.
После него ее дирижировали Евгений Светланов, Юрий Аранович, а в Германии: Олег Каэтани, Роман Кофман, Рудольф Баршай, Марис Янсонс и Семен Бычков.
Я записал эту симфонию с оркестром Штутгартского радио, играл ее и с другими немецкими коллективами, среди которых Дюссельдорфский оркестр Тонхалле и оркестр Берлинского Концертхауса.
Для этой симфонии необходим очень высококлассный музыкальный коллектив.
В Берлинском оркестре существует феноменальная традиция исполнения музыки Д. Д. Шостаковича, благодаря Курту Зандерлингу, поэтому мне с ними невероятно интересно работать, даже, несмотря на то, что там сидит много молодых людей, которые многих важных исторических вещей просто не знают. Однако, у оркестров, как и у людей, заложена генетическая память. Они эту музыку очень быстро восприняли.
Я очень рад, что впереди у меня представится возможность еще раз исполнить Четвертую симфонию Шостаковича с оркестром RAI в Турине, думаю продирижировать ее и в Лос-Анджелесе, где я недавно играл Пятнадцатую симфонию Шостаковича. Но Четвертая требует помощи зрителя. Я стараюсь встречаться с публикой до начала концерта, чтобы рассказать им об истории нелегкой судьбы этого детища Шостаковича»
Также в программе концерта с оркестром Берлинского Концертхауса выступил известный пианист Аркадий Володось, с виртуозным блеском исполнивший Первый концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Его филигранная техника игры, мягкое туше и гибкость музыкальных фраз сочетались при этом с удивительным сценическим обаянием пианиста на сцене.
Аркадий Володось в новом сезоне Берлинского Концертхауса является артистом-резидентом. Несколько раз он выступит там с оркестром, а также с сольными программами, включающими недавние проекты виртуозного пианиста.
Виктор Александров, Берлин (Германия), ClassicalMusicNews.ru