Рамон Варгас родился в Мексике, после ряда побед в вокальных конкурсах сделал международную карьеру и теперь заслуженно считается одним из самых востребованных оперных певцов современности.
Говоря о своём голосе, Варгас любит сравнивать его с автомобилями. Он утверждает, что есть голоса, подобные Ferrari: такой машине нужны пространство и скорость, на ней невозможно ездить только по городу, как в такси.
В то же время, существует, например, элегантный и стильный Bentley, который нельзя использовать как Ferrari. Певец ассоциирует себя с Bentley и тем самым хочет показать, что вполне осознаёт данные природой границы возможностей голоса и не собирается их переступать.
Рамон Варгас — классический лирический тенор, светлый и мягкий, но в то же время вполне гибкий, что делает для него возможным исполнение виртуозной музыки, и достаточно сильный, чтобы допускать аккуратные шаги в сторону лирико-драматического репертуара.
На данный момент Варгасом освоено более пятидесяти партий. Большинство из них принадлежит итальянским операм, преимущественно тем, что написаны в стиле «бельканто» (Россини, Доницетти, Беллини, «ранний» Верди), но среди них есть и более «крепкие» партии в операх «среднего» и «позднего» Верди (Дон Карлос) и Пуччини (Рудольф в «Богеме»). Интернациональная часть включает выступления в операх Массне, Гуно, Моцарта, Чайковского и многих других композиторов.
Но, помимо выступлений на оперной сцене, Варгас любит давать и концерты камерной вокальной музыки, где его репертуар тоже необозримо широк. Таковым стало и выступление в Концертном зале «Зарядье».
Программа первого отделения концерта состояла из «Трёх сонетов Петрарки» Ференца Листа и цикла каталонского композитора Шавье Монтсальватже под названием «Пять чёрных песен» (Cinco canciones negras). «Сонеты» хорошо известны русской публике, а вот Монтсальватже с его музыкой не принадлежит к числу часто исполняемых в России.
Самому Рамону эти песни очень нравятся и он хотел познакомить с ними нас, надеясь, что и мы проникнемся к ним тёплыми чувствами. Вот что сам певец рассказал о песнях накануне концерта:
«Они связаны с Латинской Америкой. Это был момент, когда Куба прощалась с Испанией и становилась на путь американизации.
Монтсальватже, сочиняя песни, думал об этом шаге Кубы в направлении к доллару и не одобрял его. Тем более, что потом Куба стала худшей частью США. Затем уже случилась Кубинская революция, которая, возможно, придала стране больше достоинства.
Сейчас я не знаю что думать, может быть, для Кубы нет теперь смысла быть коммунистической. Но в то время это было важное событие. Музыка очень красива и выражает чувства Испании, окончательно оставляющей этот остров, бывший когда-то первым местом, освоенным европейцами в Америке. Практически Гавана была центром всего. Оттуда европейцы дошли до Мексики и т.д.
Думаю, для Испании было болезненно оставлять этот остров, разрывая последнюю связь с Америкой».
Рамон Варгас: «Музыкой нужно заниматься из любви к искусству»
Во втором отделении прозвучали четыре песни Паоло Тости, «Серенада» Пьетро Масканьи, «Апрель» Руджеро Леонкавалло, «Тарантелла» Джоаккино Россини.
«Существует запись этих песен, которую сделал молодой Паваротти именно здесь, в России. Меня это очень вдохновляет!»
— рассказывает певец,
«Из всей программы ”Туман” Отторино Респиги нравится мне, наверное, больше всего, потому что мы, мексиканцы, очень драматичны, как и русские, а эта песня чрезвычайно эмоциональна и именно драматична».
Своим выступлением Рамон Варгас продемонстрировал хорошую вокальную форму и отличное настроение. Последнее, уверен, передалось и публике: мексиканский темперамент и теноровое обаяние не могут оставить равнодушными.
Он отлично владеет дыханием в кантиленных произведениях, у него идеальная фразировка и ему доступны богатейшие динамические градации, от сладко-благородного forte до тончайшего музыкального «шёпота», переходящего порой в такое уникальное pianissimo, что кажется, будто музыка доносится откуда-то издалека.
Быстрое «переключение» красок в голосе для певца тоже не представляет трудностей: тонкая и возвышенная лирика Петрарки-Листа легко сменяется бытовыми и скерцозными речитативными интонациями «Чёрных песен», а романтический экстаз «Апреля» — мрачным трагизмом «Тумана».
Среди трёх бисов прозвучала Ария Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин», где Рамон, среди прочего показал отличное владение русским языком.
За волшебные звуки рояля отвечала замечательная пианистка Мзия Бахтуридзе, ученица В. Н. Чачавы и, вероятно, лучший оперный концертмейстер наших дней, прекрасно чувствующая певцов и умеющая настолько ловко «подстраиваться» под любые вокальные «сюрпризы», словно это было задумано и заранее отрепетировано. Но при этом её пианистическое мастерство настолько высоко, что, уверен, она могла бы сделать и сольную фортепианную карьеру.
В завершение хотелось бы снова «дать слово» Рамону Варгасу:
«Я выбрал этот репертуар, чтобы показать в том числе и себя: я не тот, кому всегда нравится исполнять La donna è mobile и тому подобное. Я чувствую себя больше музыкантом, чем певцом».
И добавить, что, на мой взгляд, ему вполне удалось раскрыть себя с разных сторон и показать не только владение итальянской вокальной школой, но и настоящую музыкальность, что, собственно, и позволило ему встать в первый ряд мировых оперных звёзд.
Сергей Евдокимов