Артистическая команда на прошедшем в конце февраля 4-м международном фестивале камерной музыки в Эйлате была подобрана на редкость удачно. Рядом с именами, хорошо знакомыми израильскому слушателю по другим здешним фестивалям и концертам, встречались и такие, которых у нас многие наверняка вживую слышали впервые. Но общий уровень был высочайший.
В этом, как признался создатель и генеральный директор Эйлатского фестиваля Леонид Розенберг, немалая заслуга Павла Верникова. Он в нынешнем году разделил с Леонидом обязанности художественного руководителя. Павел – ученик Бениамина Мордковича в Одесской консерватории и Семена Снитковского в аспирантуре Московской. И хотя он, вопреки утверждениям многочисленных биографических заметок в Интернете и даже в эйлатском фестивальном буклете, никогда не учился у Давида Ойстраха (правда, Ойстрах, друг Мордковича, несколько раз слушал Павла в классе), скрипач Верников превосходный, с прекрасным звуком, совершенной техникой и подкупающей музыкальностью. Безусловно, чувствуется закваска школы Столярского, у которого учились и Ойстрах и Мордкович. Кроме того Верников – организатор музыкального фестиваля в Понтогруаро (Италия), где живет сам, и участник целого ряда других международных артистических встреч. Так что круг знакомств у него большой, но изысканный. Благодаря этому мы услышали в Эйлате многих выдающихся музыкантов.
Скрипач Юлиан Рахлин в сольной Чаконе Баха сумел совместить сочность и мощь звучания, характерную для романтических трактовок этой музыки, с изящной и легкой танцевальностью, которую так любят подчеркивать нынешние аутентисты. Хорош был Рахлин и в Концертной симфонии Моцарта, где он не только солировал вместе с отличным молодым английским альтистом Лоуренсом Пауэром, но и весьма темпераментно и нестандартно дирижировал.
Виолончелистка Наталия Гутман тоже начала свои выступления на фестивале с сольного Баха – до-мажорной сюиты. И снова мы убедились, что ей сегодня мало равных в понимании глубин и красот этой музыки. Как и в воплощении музыки Шостаковича, Сонату которого Гутман сыграла с пианистом Константином Богино. В отличие от своей партнерши, Богино мало знаком израильтянам. А жаль! Потому что пианист он изумительный. Рояль у него поет не хуже струнных, но когда нужно, Богино умеет извлечь из него самые разнообразные краски, в том числе и любимые многими современными пианистами ударные, однако и тогда не теряя благородства и красоты тона. Оба, Богино и Гутман, вместе со скрипачами Павлом Верниковым и Борисом Кушниром, альтисткой Нобуко Имаи участвовали в исполнении Квинтета Франка. Совершеннее воплощения я, пожалуй, не припомню. Интересно, что они встретились для репетиции буквально накануне концерта (Имаи прилетела в Эйлат утром того же дня), а вместе эту музыку ни разу не играли. И какой результат! Вот что значит конгениальные артисты.
Одно из ярчайших впечатлений фестиваля – израильская премьера Концерта для двух скрипок с оркестром “Ex Contrario” грузинского композитора Гии Канчели, который был в Эйлате почетным гостем. Павел Верников на классической и Андреас Мустонен на народной скрипках вместе с оркестром сумели заворожить зал этой тихой и прекрасной музыкой.
Еще одно сравнительно новое сочинение, прозвучавшее в Эйлате, – Монодиалог для виолончели и танцора израильского композитора Менахема Визенберга. Музыкальная часть этого произведения в исполнении добротного виолончелиста Хилеля Цори показалась мне более интересной, чем хореографическая в постановке Мими Рац-Визенберг и исполнении танцора Рана Бен-Дрора. Возможно, виной тому сцена, для танцевальных экзерсисов очень неудобная.
Вообще, с грустью замечу, что павильон гостиницы “Herods” – мягко говоря, не самое удачное место для проведения камерных концертов. Его акустика, несмотря на все предварительные усилия специалистов, скорее мешала, чем помогала музыкантам. Зато каждое не музыкальное движение на сцене и в зале было чересчур слышно, что, учитывая любовь израильских слушателей к опозданиям и настойчивым отыскиваниям своего места на фоне звучащей музыки (при том, что свободных мест, увы, хватало, и можно было тихо занять ближайшее), отнюдь не способствовало сосредоточенному слушанию. Так что артистам приходилось преодолевать не предусмотренные партитурами трудности…
Вернемся к музыке. Андреас Мустонен вновь доказал, что он разносторонний артист – и как скрипач, и как дирижер. Он сумел за считанные репетиции создать из сборного коллектива студентов и педагогов мастер-классов при фестивале сыгранный ансамбль, который участвовал в исполнении сочинения Канчели, Концерта Моцарта для двух фортепиано, где солировали Константин Богино и Итамар Голан, и концерта Вивальди для скрипки и виолончели. В последнем мы услышали румынскую скрипачку Михаэлу Мартин и шведского виолончелиста Франса Хельмерсона, которые украсили своим искусством еще несколько сочинений на фестивале. К сожалению, разные причины заставили меня покинуть Эйлат до окончания празднества, так что я не увидел за дирижерским пультом этого оркестра Максима Венгерова. Вскоре появится шанс отчасти восполнить этот пробел – Максим должен дирижировать Иерусалимским симфоническим оркестром
А Мустонен очень стильно сыграл еще в соль-минорном Фортепианном квартете Моцарта. Здесь его партнерами были замечательный моцартианец пианист Павел Гилилов, виолончелист Сергей Словачевский и совсем молодой альтист Бенджамин Маркиз-Гилмор, внук известного скрипача и дирижера Льва Маркиза. Бен участвовал также в открывшем фестиваль “Параде молодых виртуозов”, но как скрипач.
Парад этот оставил двойственное впечатление. С одной стороны, все его участники – не просто хорошо наученные студенты, но настоящие виртуозы. С другой – они были слишком похожи друг на друга… А ведь участвуя в других концертах в ансамблях со старшими коллегами, они нисколько не портили дела.
Программа фестиваля оказалась очень разнообразной и интересной. Одним из самых заметных ее событий стало исполнение “зоологической сюиты” Сен-Санса “Карнавал животных”. Искрометным чувством юмора тут блеснули не только читавший текст “от автора” английский актер Роджер Мур и уже упомянутые Богино, Верников, Пауэр и Хельмерсон, но и пианист Ричард Хьюнг-Ки Джу, контрабасист Стеси Уоттон, флейтист Моше Эпштейн, кларнетист Эрнст Оттензамер, ударник Томер Ярив и Софья Рахлина, которая сменила здесь рояль (пианист-концертмейстер она, как выяснилось, высококлассный!) на клавишные колокольчики.
Словом, все перечисленное и не перечисленное за недостатком газетной площади, заставляет с нетерпением ждать следующего года и следующего фестиваля. Может, к тому времени и публика подтянется?
Виктор Лихт, “Вести”. (“Наутилус”)