Дневники «Московской международной Летней школы в Гнесинке» 2024, день 9.
Обучение в «Летней школе» постепенно завершается. Сегодня в Музейной комнате МССМШ им. Гнесиных вручали удостоверения педагогам, прошедшим курс повышения квалификации. Они прослушали множество разных лекций: о том, как принято исполнять музыку разных стилевых направлений, о применении принципов риторики в обучении игре на музыкальных инструментах, о пользе конкурсов и онлайн-образовании, о том, как лучше подобрать репертуар для конкретного ученика…
Список лекций был очень широким и педагоги могли выбирать мероприятия по своим интересам. Участникам курсов повышения квалификации охотно делились своими впечатлениями от услышанного.
«Это была феерия! Все было очень неожиданно и здорово. Нам было предложено большое разнообразие тем лекций и мастер-классов, что так необходимо в нашей специальности. Ведь мы, педагоги, зачастую замыкаемся в круге своих интересов, а каждый музыкант должен обладать большим кругозором.
Уникальность педагогических курсов в гнесинской «Летней школе» – в их необычайном разнообразии. Я знаю, что здесь проводятся и узконаправленные курсы только для струнников или только для духовиков, но мне была интересна именно эта, летняя программа, где предложена взаимосвязь специальностей. Например, в этот раз у нас были занятия по риторике, и я буду просить Ольгу Александровну, руководителя курса, чтобы на следующий год таких уроков было побольше.
Меня поразила мастерская исторических танцев. Я гобоист, и мы играем много барочной музыки с учениками. Приходилось самому придумывать как объяснить танцевальные движения ребятам, а тут так все профессионально показано.
Я был рад каждому дню! Время выдалось очень насыщенным: днем мы на лекциях, а вечером – на концертах. Я очень благодарен Ольге Александровне, которая подготовила весь план наших курсов и опекала нас. И конечно, хочу поблагодарить всех педагогов «Летней школы» за их мастерство, профессионализм и умение общаться с людьми. Это настолько по-человечески здорово!»
– говорит преподаватель структурного подразделения ДМШ при МССМШ им. Гнесиных Виктор Викторович Носырев.
«Я случайно увидела во “ВКонтакте” пост о «Летней школе» и решила подать заявку. И вот я тут.
Программа – шикарная! Здесь столько мастер-классов, концертов… И все на любой вкус!
Так как я сама флейтистка, то меня очень интересовали открытые уроки по моей специальности. Все педагоги – большие профессионалы. Мне надолго запомнятся уроки у Станислава Ярошевского и Дианы Кривенко. Я много позаимствовала у них лайфхаков для собственной практики.
Со своими учениками я обязательно поделюсь одним очень важным советом: как сказали все педагоги-флейтисты, нужно всем обязательно прочитать труд Кванца “Обучение игре на флейте траверсо”!»
– поделилась своим вдохновением педагог Дворца творчества детей и молодежи города Братска Ольга Александровна Макарова.
«Курсы замечательные. Как преподаватель теоретических дисциплин я смотрю на них с несколько иных позиций, чем другие слушатели. Мне было важно увидеть, как педагоги работают с детьми, прочувствовать атмосферу школы, пообщаться с ее педагогами.
Очень понравились лекции, которые были посвящены околомузыкальным проблемам и общим проблемам педагогики. Я считаю, что эти курсы полезны всем учителям, вне зависимости от того, какой предмет они преподают. Для меня же, как для теоретика, они дали возможность найти новые подходы к ученикам исходя из их специальности.
Для того чтобы теоретические предметы были ребятам именно в помощь, а не просто отвлеченной дисциплиной, педагогу важно суметь объяснить, чем именно ребенку поможет изучение таких предметов, как сольфеджио и гармония. А для этого необходимо хорошо представлять себе, как играют на том или ином инструменте, какие есть сложности и особенности в его освоении.
Очень рада, что была на этих курсах. Я получила огромное удовольствие от общения с коллегами и с детьми. Царящая здесь атмосфера свободы и творчества дает толчок для дальнейшего развития»,
– рассказала нам Анастасия Александровна Петрунина, председатель ПЦК преподавателей музыкально-теоретических дисциплин ССМШ СПб Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
После вручения сертификатов мы успели поговорить и с руководителем курсов повышения квалификации. Ольга Александровна Балчайтис подвела некоторые итоги:
«Наши курсы особенные: в одной большой программе мы совмещаем лекции, мастер-классы, индивидуальные уроки по различным специальностям! Еще участники курсов могут послушать все концерты фестиваля. А их бывает два, а иногда и три в день! Такая уникальная программа позволяет погрузиться не только в свою специальность, но и заглянуть в классы своих коллег, узнать их секреты.
К нам приезжают педагоги из разных городов России и зарубежья. В этот раз были гости из Бишкека, Великих Лук, Егорьевска, Екатеринбурга, Саратова, Шлиссельбурга, Пятницкого, Уфы, Ноябрьска, Иркутска, Братска, Курска, Белгорода, Санкт-Петербурга. Особенно приятно видеть наших “выпускников” – педагогов, которые уже бывали у нас на курсах.
Надеемся на новую встречу в Летней школе 2025!»
Особенно важные навыки получали сегодня юные флейтисты и гобоисты – они осваивали «скорую помощь» для своего инструмента. Деревянные духовые сложны по своему устройству и хрупки, за ними очень важен бережный уход.
Мастер по ремонту флейт из санкт-петербургской мастерской «Flute Tuning» Алексей Сергеевич Исаев не только рассказывал обо всем этом, но и показывал детям различные инструменты, проговаривал плюсы и минусы их механики, обсуждал возможности каждого из металлов, а также о различиях подушек. Кроме того, его урок был призван помочь детям в выборе инструмента, ведь физиология и возможности дыхания у всех разные.
Мастер успел рассказать и о качестве сборки флейт, назвав топ-3 производителей с самыми качественными инструментами: Sankyo, Yamaha, Muramatsu (пошутив, что в обслуживании инструменты последней из этих фирм подобны автомобилям Ferrari).
Объяснял Алексей и основы ухода за флейтой. Как выяснилось, немногие ребята знали, что инструменты нужно протирать после занятий, а также отдавать на капитальный ремонт к мастеру как минимум каждый год.
С собой из Петербурга Алексей привез несколько разных моделей флейт, в том числе и золотые, которыми публика особенно вдохновилась. Развенчал миф: золотая головка с райзером ни на что не влияет в игре на флейте, даже если ее усыпать бриллиантами. Это просто красивый аксессуар!
У гобоистов аналогичное занятие состоится в субботу. Но мы уже успели поговорить с легендарным мастером Александром Сергеевичем Поповым и расспросить его о тонкостях в обращении с гобойным механизмом:
«Гобой – инструмент сложный и даже несовершенный, а в руках детей он становится еще менее совершенным. Педагог должен всегда показывать, как его нужно собирать, с какой силой надо сжимать руки при сборке. Ведь если сжимать руки слишком сильно, то с каждым разом металл будет гнуться, и, со временем, произойдет разрегулировка инструмента, звуки станут фальшивыми. Это все даже и профессионалам надо иногда напоминать!»
Об этом и о многом другом Александр Сергеевич расскажет на своем занятии, где каждый желающий сможет задать ему свой вопрос.
Необходимые советы по изготовлению тростей уже успел дать юным гобоистам Иван Костин. Ребята точили камышовые пластинки, пробуя их на звук. Писк стоял невообразимый! Но все были счастливы. Просвятил мастер и нас:
«Для того, чтобы элементарно изменить трость, чтобы она стала для вас удобнее, требуется совершенно небольшое количество инструментов – только ножик определенной формы и “косточка”, которая вставляется между пластинками трости. И всё! За исключением небольших мелочей, которые приобретаются в любом хозяйственном магазине.
Если вдруг ребенок захочет делать трость целиком от начала до конца, то понадобится специальное оборудование. Но все же большинство операций выполняются вручную. Так и работали гобоисты прошлых веков, у них же ведь не было машинок!
Если вы скупите все оборудование на свете и будете без умения вручную подтачивать трость, то вы не сильно продвинетесь и не достигнете желаемых результатов. Без знания основ и сути всего этого процесса нет смысла пытаться что-то делать».
Вечерняя программа фестиваля «GNESSIN AIR на Знаменке» предлагала три направления на выбор: арфовые редкости, камерная музыка 18-19 веков и джаз-рок. В 19.00 в Органном зале выступали молодые арфисты – студенты профессора РАМ им. Гнесиных Мильды Михайловны Агазарян. Они исполняли сочинения для арфы соло и в различных ансамблях – с флейтой, виолончелью и ударными. Звучал и уникальный ансамбль – квартет арф.
Так юные музыканты готовятся к серьезным состязаниям – выступлениям на грядущем Всероссийском конкурсе арфистов, а также на VI Московском открытом юношеском конкурсе им. М.А. Рубина, который пройдет в МССМШ им. Гнесиных с 27 июня по 2 июля 2025 года. Пожелаем им удачи!
В это же время слушателей ждал еще один концерт. На этот раз в Мансарде звучала камерная музыка Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана.
Путешествие по основным вехам истории музыкального искусства предприняли Владимир Вишневский (фортепиано), Александр Полторацкий (скрипка), Анна Сазонкина (альт) и Людмила Кружкова (виолончель).
Время золотых хитов классического рока 1960-х наступило в 21.00 – на Летней сцене зажигала яркая участница шоу «Голос» Ольга Олейникова и ее хор Sunny Side Singers. Кстати, именно 16 августа хор праздновал свой день рождения – проекту исполнилось 14 лет!
За инструментальную часть вечера отвечал Emergency band – Юрий Новгордский, Евгений Глухов, Владимир Воеводин и Николай Добкин. Публика отрывалась: очередной день «Летней школы» завершался искрометно.
Анна Коломоец. Фото — Камертон Медиа