Спектакль «Пиковая дама. Игра» стал первой оперной премьерой Новосибирского театра оперы и балета в нынешнем сезоне.
Режиссер Вячеслав Стародубцев решил его в стилистике итальянского театра масок, персонажи которого имеют игровое альтер эго в карточной колоде. Постановку посвятили памяти Всеволода Мейерхольда.
«Пиковая дама» Чайковского открыла оперный сезона в Новосибирском театре оперы и балета вечером 14 октября. Спектакль, выдержанный в стилистике итальянского театра масок, поставил Вячеслав Стародубцев, музыкальным руководителем постановки выступил главный дирижер НОВАТа Дмитрий Юровский.
«В этом произведении — синтез европейского и русского, и у нас прочтение скорее европейское, в конце концов, большую часть произведения Чайковский написал в Италии.
Что касается музыкальной части, где-то мы попытались не то чтобы сгладить, но все эти монументальные оперные эпизоды, которые встречаются, попытались не делать еще более маслом масляным, а чуть-чуть снять с них определенный вес и в то же самое время прибавить лирической романтичности, которая присутствует в камерности Чайковского. Я вижу по реакции музыкантов, что энергетически их постановка зажигает, потому что играется на одном дыхании»,
— рассказал перед пресс-показом оперы Юровский.
В режиссерской концепции все персонажи спектакля имеют игровое альтер эго в карточной колоде.
«Каждому солисту и артисту хора соответствует карта той или иной масти и достоинства. Но главный герой оперы Герман стоит в спектакле особняком. У него нет ни порядкового номера, ни масти. Музыка Чайковского сделала из Германа, скорее, героя Достоевского, нежели Пушкина. Мне показалось правильным противопоставить его, обычного человека без игрового статуса, всему остальному миру азарта»,
— цитирует Стародубцева пресс-служба театра.
Спектакль посвятили памяти Всеволода Мейерхольда, который увлекался итальянским народным театром, где важную роль играет выразительность телодвижения, позы и жеста.
«Мы много работаем над действенной актерской интонацией, но не можем руководствоваться только приемами психологического театра. Их порою не заметно уже в первом ряду, не говоря уже про амфитеатр и ярус, и тут на помощь приходит биомеханика Мейерхольда»,
— отметил режиссер.
Работе над спектаклем предшествовало изучение архивных документов и музейных материалов. По словам режиссера, большую помощь постановочной команде оказала музыковед, заведующая отделом рукописных и печатных источников мемориального музея-заповедника Чайковского в Клину Ада Айнбиндер:
«Она сообщила множество интереснейших фактов и деталей об истории „Пиковой дамы“. Все это происходило с благословения другого великого человека — Полины Ефимовны Вайдман, хранителя самых сокровенных тайн и самого авторитетного профессионала в изучении наследия Чайковского».
В постановке заняты заслуженный артист России Олег Видеман, Михаил Агафонов, Роман Завадский (Герман); Ирина Чурилова, Ольга Колобова, Ирина Новикова, Юлия Шагдурова (Лиза); заслуженная артистка России Ольга Обухова, Светлана Токарева (графиня); Максим Аниськин, Алексей Зеленков (Томский); Павел Янковский, Валерий Гордеев (Елецкий).
Нынешняя премьера станет пятой «Пиковой дамы» на новосибирской сцене. Впервые спектакль был поставлен в 1946 году дирижером Исидором Заком.