В Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко идут последние приготовления к премьере балета «Манон».
Композитор Жюль Массне в 1731-м году написал одноимённую оперу по мотивам романа аббата Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско».
А в XX веке Кеннет Макмиллан, блестящий танцовщик и хореограф, директор балета «Немецкой оперы», а потом и главный балетмейстер Королевского балета в Лондоне создал на музыку Массне балет. В нём главная партия позволяет исполнительнице всесторонне раскрыть своё драматическое дарование.
Наталье Сомовой помогают справляться с этой задачей приглашённые британские специалисты по хореографии.
Француженка Манон, обосновавшаяся в Лондоне, желанная гостья на балетных сценах мира, наконец, добралась до Москвы. Труппа Станиславского и Немировича-Данченко, эту гостью ждала. В репертуаре уже есть балет Макмиллана «Майерлинг», и вот – снова любовная история и снова трагедия.
Карл Барнетт уже не помнит, когда впервые поставил «Манон», – так давно и на разных сценах это было. В Ла Скала делал партию на Светлану Захарову и Наталью Осипову. Барнетт – в контакте с вдовой Макмиллана – Деборой, у которой авторские права на постановку, а потому все нюансы соблюдены -костюмы, декорации, хореография, как в первоисточнике, в «Ковент-Гарден», для которого и был поставлен этот шедевр.
В Москве Барнетт не только ставил танцы, боролся с зашкаливающим русским темпераментом.
«Русская и английская балетные школы – разные. Здесь – размах – балерины хотят поднять ногу высоко, сделать быстро фуэте… А надо чуть ниже, чуть сдержаннее. Отдать эмоции не только движениям – актерской игре. Она здесь важна так же, как танец. Здесь нет второстепенных ролей, каждая деталь складывается в общую картину, в которой невероятное количество граней»,
– объясняет хореограф-постановщик Карл Барнетт.
Игорь Зеленский, худрук труппы, знающий «Манон» еще по Маринке, дает последние ЦУ Георги Смилевски. Он выйдет в партии брата Манон, такого же темпераментного и неукротимого. Брат и сестра стоят друг друга.
В балетах Макмиллана истории драматические. «Манон» – еще и провокационная, как и сама книга аббата Прево. Куртизанки, высший свет, салоны… Наталья Сомова, репетируя партию, не думала, что танец – эта самое простое. Не техника – эмоции героини забирают силы и обесточивают. Выбирать приходиться между деньгами и любовью.
«Она непростая, строптивая. Все требует эмоциональных затрат. Когда включаешься, эмоционально сил не остается ни на что»,
– утверждает прима-балерина балетной труппы Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Сомова.
Три состава репетируют спектакль. Иван Михалев впервые получил партию такого уровня и масштаба – возлюбленный Манон – тот самый кавалер де Грие, прошедший путь от страстной любви до каторги и смерти любимой.
Пришлось не только танцевать, но и проявить актерское мастерство – то, на чем держится английский балетный театр.
«Хор Макмиллана требует отдачи эмоциональной. Ты должен показать глубокого персонажа – в движениях, позах»,
– говорит солист балетной труппы театра Станиславского и Немировича-Данченко Иван Михалев.
Танцевать Манон после гастролей «Ковент-Гарден», которые закончились дней десять назад, испытание для труппы. Ведь «Манон» – визитная карточка английского королевского. Но московские танцовщики не пытаются подражать – они делают свою «Манон», пропуская французскую историю с английским привкусом через русскую душу.