Проект, который постепенно, шаг за шагом, опера за оперой, воплощает в реальность Государственная академическая симфоническая капелла России (ГАСК), иначе как подвигом не назовешь. Речь о постановке в концертном исполнении всех шедевров великого Джузеппе Верди.
С триумфом прошли «Аида», «Сила судьбы», «Риголетто», «Бал-маскарад» и многие другие оперы. 24 января московская публика, наконец, дождалась «Макбета». Аншлаговый спектакль состоялся в Концертном зале им. Чайковского.
Опера «Макбет» – по многим признакам особенное произведение. Прежде всего, обращает на себя внимание сюжет, самый мрачный и кровавый в творчества английского драматурга. Трагедия Шекспира, потрясшая Верди еще в юности, не давала композитору покоя: как средствами музыкальной драмы обнажить черные глубины подсознания человека, задеть в слушателе, как он писал, «струну боли»?
Мелодист и эстет Верди решил эту задачу с помощью новаторских для своего времени приемов – музыкальной декламации, нарочитого искажения красивых мелодичных партий неожиданными перепадами темпа и звуковыми акцентами, театральной выразительностью оркестровых тембров.
Премьера «Макбета» состоялась в 1847 году во Флоренции, была успешной, ее с восторгом поддержали зрители и одобрили музыкальные критики. К «Макбету» Верди вернулся 17 лет спустя – для французской постановки он добавил балетные сцены и изменил финал. С тех пор опера снискала славу своеобразного испытания для дирижеров. «Макбет» в России ставили редко, маэстро, умеющих исполнять эту оперу Верди, считанные единицы, и Полянский, пожалуй, первый среди них.
Главный герой, по замыслу Верди, не продавший душу дьяволу Макбет, а женщина, толкающая его на преступления. Леди Макбет – злой гений и искуситель мужа. Верди настаивал на внешней непривлекательности певицы и на глухом звучании ее сопрано.
У Полянского получилось иначе: чета Макбетов в исполнении Сергея Топтыгина и Елены Евсеевой монолитна в своем коварстве, они равноправные главные герои. И если вокально и драматически Макбет в первых дуэтах выглядит ведомым (как и замыслил композитор), то далее он ни в чем не уступает супруге. Топтыгин после роли Яго в прошлогодней постановке «Отелло», а также партии Тамерлана в «Легенде о граде Ельце», кажется, нашел особые изобразительные нюансы в трактовке образов злодеев.
Он не обманул ожиданий публики – Макбет стал идеальным воплощением отрицательного обаяния. Евсеева, с ее волшебным виртуозным вокалом, напротив, смягчила образ, сделала его не столь однозначно дьявольским. Все ключевые сцены были «пропеты» главными героями с исключительным мастерством, с высоким драматическим накалом. Главное, что ощутили слушатели – энергетический посыл, духовную силу солистов, не ремесленничество, но Искусство. На подобных постановках невольно задаешься вопросом, почему исполнители такого уровня недостаточно востребованы в своих коллективах (Большой театр и «Геликон-опера»)?
Как всегда уверенно и убедительно исполнил свою партию Михаил Гужов (Банко), менее выразительными были Леонид Бомштейн (Малькольм), Анна Пегова (придворная) и Кирилл Филин (доктор). Настоящим открытием спектакля оказался тенор Максим Сажин (с прошлого года солист ГАСК). На недавнем вердиевском концерте на исторической сцене Большого театра он исполнил арию Макдуфа, но кто мог предположить, что ему, практически неизвестному характерному тенору, доверят спеть Макдуфа в первой постановке оперы?
Сажин продемонстрировал сильный звук, окрашенный специфическими итальянскими оттенками, показал настоящий актерский дар, он настолько вжился в роль, отдал зрителям столько энергии, что в какой-то момент показалось, что еще немного, и он, на пределе эмоций, просто упадет без сил. Публика устроила ему заслуженную овацию.
Излишне говорить о безупречной работе хора и оркестра, так бывает всегда, когда на сцене ГАСК. Опера «Макбет» стала настоящим праздником для москвичей и не только: итальянская делегация из Флоренции специально приехала на эту постановку.
Успех? Безусловно. И в этом заслуга дирижера, прежде всего. Иногда хочется задать себе вопрос – откуда у Валерия Полянского, руководителя коллектива, подвижнический дар: нести человечеству музыку, которая забыта, непознана, неудобна или сложна для исполнения, напоминать посредством звуков о великой силе любви. При этом маэстро отличается абсолютным пренебрежением к внешнему, наносному: он сторонится политики, не заботится о паблисити, не участвует в околомузыкальных интригах. Он просто делает свою работу. На совесть, по велению Души. Он самодостаточен и по-настоящему велик.
Еще можно успеть на «Макбет» – завтра, 27 января, опера будет повторно исполнена на сцене Российского академического молодежного театра (РАМТ). Правда, вместо Топтыгина и Сажина в постановке заняты другие солисты. Но в этом – свой интерес: для истинных ценителей оперного искусства будет возможность сравнить.
Илона Ремез, “Культура”