Мариусу Петипа, танцовщику и хореографу, посвящена выставка в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства.
Ее назвали в честь балета, в котором Петипа исполнил свою первую роль – «Танцемания».
Эту выставку открывали в историческом месте – кабинете директора императорских театров Ивана Всеволожского, там, где он вместе с Чайковским и Петипа принимал совместное решение ставить балет «Спящая красавица».
Сама выставка – это уникальная коллекция фотографий и костюмов, которые помогают зрителю, пусть ненадолго, перенестись в Санкт-Петербург XIX века, в самое сердце его светской и культурной жизни – императорский Мариинский театр.
Мариус Петипа танцевал на сцене Мариинского до 1862 года, пока не поставил свой первый балет «Дочь Фараона». Это была подлинная феерия экзотических танцев, богатейших костюмов и, как бы сейчас сказали, спецэффектов – на сцене били даже фонтаны. Всего Петипа поставил 65 балетов, но до нашего времени дошли лишь единицы.
«К сожалению, говорить сейчас о чем-то настоящем невозможно. Все эти записи Сергеева, которые хранятся в Гарварде, лично сам Мариус Иванович описывает, что он никакого отношение к этим записям не имеет, что он видел эти расшифровки, это все ерунда – все их отрицал и очень негативно относился к этому человеку»,
– отмечает ректор Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе.
Впрочем, от Петипа в современном балете осталась главное – эстетика движений, трактовка балета как яркого и зрелищного спектакля, и, конечно же, мощная драматургическая основа. До Петипа балет – это часто набор танцевальных номеров, после – масштабные и захватывающие спектакли, оставившие след в европейской культуре.
Костюмы его балетов бережно хранят в Музее театрального и музыкального искусства, а некоторые с огромными предосторожностями привезли из Стокгольмского музея танца и Французского Национального центра сценического костюма.
«Для любого любителя танца балеты Мариуса Петипа являются основанием и сокровищем мирового балета»,
– считает директор Национального центра сценического костюма Дельфин Пиназа.
Фамилию Петипа можно перевести с французского как “маленький шаг.” Но именно его шаги по российской сцене привели европейскую танцевальную культуру к вершинам эстетического совершенства.