В рамках абонемента № 165 Московской филармонии «Впередсмотрящие» (воскресные дневные литературно-музыкальные концерты для взрослых) в Камерном зале Московской филармонии 5 ноября 2017 года состоялся концерт «Песня – формула судьбы», посвященный одному из лучших русских поэтов-фронтовиков Давиду Самойлову (1920 – 1990).
Автор и ведущая цикла – легендарный просветитель Московской филармонии Светлана Виноградова.
Она сказала два очень эмоционально насыщенные монолога перед началом каждого из двух отделений, в значительной мере адресованных молодым слушателям.
Жаль только, что говорила она без микрофона и многое интересное, что было заложено в эти монологи, не было услышано.
Стихи Давида Самойлова замечательно читал артист Московского художественного театра им. А. П. Чехова Авангард Леонтьев: «Если вычеркнуть войну», «Пусть нас увидят без войны…» (фрагмент), одно из самых известных стихотворений о войне «Сороковые, роковые», «Шуберт Франц…», «Вновь Родина открылась мне одна…», «К передовой».
В его же исполнении прозвучали два стихотворения поэтов-фронтовиков: хрестоматийное «Жди меня, и я вернусь…» Константина Симонова (1915 – 1970) и стихотворение Николая Майорова (1919 – погиб на фронте в 1942 г.) «Творчество».
Авангард Леонтьев читал эти стихи сдержанно, без излишнего пафоса, скорее исповедально, как страницы из дневников поэтов.
Самые-самые известные песни времен войны во втором отделении превосходно исполнила замечательная камерная певица Яна Иванилова (сопрано) в сопровождении пианистки Веры Алмазовой.
Прозвучали: Константин Листов (1900 – 1983) «В землянке» слова Алексея Суркова (1899 – 1989), Василий Соловьев-Седой (1907 – 1979) «Вечер на рейде» слова Александра Чуркина (1903 – 1971), Анатолий Новиков (1896 – 1984) «Эх, дороги» слова Льва Ошанина (1912 – 1996), Никита Богословский (1913 – 2004) «Тёмная ночь» слова Владимира Агатова (1901 – 1966).
Первое отделение, если не считать выступления Светланы Виноградовой, было чисто музыкальным. Яна Иванилова блестяще исполнила Колыбельную Клары из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».
Исполнение инструментальной части программы трудно назвать удачным. Скрипач Константин Казначеев в сопровождении Веры Алмазовой сыграл «Цыганку» Мориса Равеля очень старательно, технически чисто, но совершенно по-ученически: не хватало виртуозного блеска, без которого исполнение теряет смысл.
Немного лучше прозвучал у этих исполнителей во втором отделении фрагмент экспромта для фортепиано Франца Шуберта соль-бемоль мажор ор. 90 № 3 в переложении для скрипки и фортепиано Яши Хейфеца. Но и здесь у скрипача недостало музыкальной виртуозности.
Исполнение Верой Алмазовой двух самых популярных прелюдий Сергея Рахманинова: до-диез минор ор. 3 № 2 и соль-минор ор. 23 № 5 было вообще ниже всякой критики. Было ощущение, что она играет между клавиш.
Такого количества грязи у сольного пианиста на сцене Московской филармонии я не слышал ни разу за всю свою не короткую жизнь. Музыканты такого низкого профессионального уровня не должны и близко подходить к сцене любой, а не только Московской филармонии. Максимум, на который Вера Алмазова может претендовать, при том уровне, который она продемонстрировала на рецензируемом концерте, это аккомпанемент.
При всех недочетах в инструментальной части концерта, я оцениваю его очень высоко. Мы услышали в прекрасном исполнении четыре шедевра русского музыкального искусства ХХ века и несколько замечательных стихотворений Давида Самойлова и еще двух поэтов-фронтовиков.
Я считаю песни военных лет и послевоенные песни о Великой Отечественной войне неисчерпаемым золотым фондом русского музыкального искусства, не уступающим по своему качеству и значению русскому классическому романсу, но недооценённым по своему значению. Мне неизвестна ни одна страна, имеющая подобное песенное богатство о Второй мировой войне.
Остаётся только благодарить Московскую филармонию, за то, что она предлагает нам такие программы и вне официальных дат, таких как 22 июня или 9 мая.
Владимир Ойвин