
В Казани с 15 по 17 июня 2024 года с большим успехом состоялся Первый Фестиваль флейты-пикколо. Благодаря энтузиазму организатора и флейтистов из разных городов и коллективов страны, на фестивале царила атмосфера воодушевления, творческого единения, созидания и сотрудничества.
Открытие фестиваля прошло в Доме актера. Основными участниками концерта стали флейтисты оркестра Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля и Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан.
Порадовали своим участием гости из Москвы — Анна Махова и Павел Алексеев. В зале была самая разная публика – и профессионалы, и педагоги с учениками, и просто любители музыки. Даже самые маленькие слушатели соприкоснулись с волшебством звучания флейты-пикколо.
Следующий день фестиваля был целиком посвящен подрастающему поколению. В зале Дома актера прошли мастер-классы заслуженного артиста Республики Татарстан Владислава Захарова.
Выставка и презентация флейт, организованные основателем Московского флейтового центра Николаем Плотниковым, стали важным событием как для юных музыкантов, так и для профессионалов. Ученики, студенты и преподаватели получили редкую возможность выбрать себе подходящий инструмент, вникнуть в тонкости ремонта и узнать много полезной информации о бережном уходе за флейтой.
Вечером маленькие слушатели участвовали в интерактивном концерте «Флейта-пикколо – детям». Московские гостьи Анна Махова, Елена Митрофанова и артистки ТАГТОиБ им. М. Джалиля Дина Лушникова и Элия Мередова представили возможности своих инструментов.
Они исполнили яркие, искрометные композиции, вызвавшие восторг у любознательной публики. Многие дети впервые услышали флейты трех видов. Неожиданным и очень приятным сюрпризом стал выход на сцену балерины Адели Яруллиной. Благодаря вдохновляющему совместному творчеству артистов Казани и Москвы концерт превратился в незабываемый праздник с сюрпризами, призами и подарками.
На заключительном Гала-концерте в Большом Концертном Зале имени Сайдашева всех снова ждали сюрпризы. Для исполнения Секстета японского композитора Сатоши Ягисава из Москвы были привезены альтовая и басовая флейты. Флейтисты из Москвы и Казани с воодушевлением исполнили это произведение, благодаря чему слушатели получили возможность насладиться редким звучанием ансамбля.
Солистка оркестра Большого театра Елена Митрофанова показала виртуозное владение инструментом, исполнив Итальянский концерт Демерссманна. Безусловно, все участники Гала- концерта и фестиваля внесли вклад в продвижение духового искусства и популяризацию флейты-пикколо.
Порадовало разнообразие и богатство репертуара. Внимательный слушатель смог убедиться в этом во время выступлений заслуженных артистов Республики Татарстан — Владислава Захарова, Венеры Порфирьевой, Рината Михайлова, Александра Лушникова, флейтистов Анны Маховой, Дины Лушниковой, Нины Михайловой, Юлии Сергеевой, Элии Мередовой, Ляйсан и Алмаза Багабиевых, Михаила Любова и др.
Специально созданный Фестивальный оркестр сопровождал выступления солистов на протяжении всего концерта. Концертмейстер оркестра — Заслуженная артистка Республики Татарстан Марина Беговатова, за дирижерским пультом — народная артистка Республики Татарстан Анна Гулишамбарова.

Организатором и художественным руководителем фестиваля выступила флейтистка симфонического оркестра ТАГТОиБ им. М. Джалиля Дина Лушникова.
После завершения фестиваля мы встретились и обсудили подробности проекта:
— Дина, впервые о предстоящем проекте мы говорили в середине апреля, когда еще не было ни логотипа, ни афиш, ни оркестра, ни команды. И вот через два месяца какими- то фантастическими усилиями фестиваль состоялся и обещает стать ежегодным заметным явлением в жизни музыкальной Казани. Расскажи, пожалуйста, откуда появилась идея и как удалось ее реализовать?
— Идея проведения фестиваля в Казани пришла после посещения подобных фестивалей в Москве и Санкт-Петербурге. Общение на фестивале дало возможность познакомиться с пикколистами из разных городов страны и послушать много интересных произведений для нашего любимого инструмента.
— Но ведь организация подобного фестиваля требует опыта и финансовых вложений. Как проходила подготовка?
— У меня уже был опыт организации концертов, было представление об основных задачах, этапах и финансовых затратах. Конечно, при подготовке такого масштабного проекта случались ситуации, требующие мгновенных и одновременно взвешенных решений.
Например, один из номеров концерта был под угрозой срыва из-за внезапно случившейся травмы руки, но флейтист Андрей Костягин вышел на сцену и блестяще исполнил свой номер в составе дуэта с… гипсом на руке!
Практически все старались помочь: организаторы подобных фестивалей в Москве и Санкт – Петербурге оказали методическую помощь, поделились важными контактами, театр помог с афишами, фестивальный оркестр подарил коллегам возможность выступить в амплуа солистов, спонсоры обеспечили подарками и призами для детского концерта, а мои родственники и друзья помогали с решением самых разных задач.
Благодаря коллегам из Санкт-Петербурга и Москвы композиторы Герман Бифтинк, Сатоши Ягисава и Алексей Позин разрешили исполнить свои произведения на нашем фестивале. Гульназ Вотчинникова откликнулась на предложение сделать оркестровое переложение произведения Г. Клинга.
“Изюминкой” Гала – концерта стала пьеса Эльмира Низамова, написанная специально для I Фестиваля Флейты-пикколо в Казани!
— Как ты оцениваешь результаты своего проекта?
— Больше всего меня радует, что на фестивале возникла уникальная атмосфера сотворчества, где музыканты, студенты, преподаватели и любители музыки смогли встретиться, обменяться опытом, услышать музыку разных эпох и стилей в прекрасном исполнении талантливых музыкантов.
Думаю, мы сумели привлечь внимание к инструменту и достаточно полно раскрыть потенциал флейты-пикколо. Я благодарна каждому, кто помогал в организации и проведении этого масштабного проекта! Очень надеюсь, что фестиваль станет доброй традицией и каждый год будет радовать нас новыми встречами, открытиями и впечатлениями!
Гульнара Латфуллина