Несмотря ни на что, мода на симфоническую музыку продолжается. И не только в Европе. На выступлениях «Виртуозов Москвы» Владимира Спивакова и «Солистов Москвы» Юрия Башмета всегда аншлаги. Украинские оркестры успешно гастролируют за рубежом…
В обрамлении оркестров выступают рок-группы, в свое время даже «Кiss» и «Metallica» позволили себе такую роскошь… И если в 1970-х оркестры было модно создавать в школах и вузах, то теперь они появляются в он-лайне…
Но возникает вполне житейский вопрос: как в кризис можно сохранить оркестр – это ведь очень дорогое предприятие? Как оркестрам удается собирать залы, если в мире царит поп-музыка?
На музыкальное воспитание – большая поддержка ЕС
«Это прекрасно, когда люди приходят послушать живую классическую музыку. У нас в Белостоцкой филармонии есть зал, насчитывающий 600 мест. В течение всего музыкального сезона он заполнен на 90%. Можно похвастаться: в течение музыкального сезона мы даем от 900 до 1000 представлений. В течение дня организуем по девять-десять небольших концертов в разных районах Белостока, в разных воеводствах, и в том числе – в школах. На музыкальное воспитание мы получаем очень большую материальную поддержку от ЕС»,
– рассказал знаменитый польский дирижер Марцин Наленч-Неселовский, недавно выступивший в Киеве с Симфоническим оркестром Национальной филармонии по приглашению Польского института в Киеве.
Конечно, в разных городах Польши по-разному относятся к развитию музыкальной культуры. Очень многое зависит от руководителей. Как подчеркивает Марцин Наленч-Неселовский, само собой ничего не делается. Тем более, и в Украине ситуация такая же, как и в Польше: классическая музыка не популярна в СМИ. Ее надо разъяснять, доносить до людей. Поэтому польские музыканты пользуются всеми возможными способами популяризации – в том числе «Facebook» и «Twitter», чтобы донести свои идеи до общественности.
А как удается выживать в кризис польским оркестрам? Ни один польский коллектив в своей работе не имел каких-либо перерывов. За последние годы даже появились новые оркестры. Например, недавно при министерстве культуры Польши был создан оркестр молодых исполнителей «Симфония Ювентус». Еще два оркестра появились в городах Гожув Велькопольски и Сувалки. А всего в Польше насчитывается двадцать симфонических оркестров.
«Конечно, в развитии музыкальной культуры Польши огромнейшую роль сыграла помощь Евросоюза. Благодаря грантам мы можем покупать новые инструменты, строить новые залы, получать серьезную помощь на организацию музыкальных событий. А насколько в Польше принято, чтобы оркестрам помогали меценаты? 50% бюджета Белостоцкого оркестра – это дотация воеводства, 25% – грант ЕС, 25% – помощь спонсоров»,
– рассказывает Марцин Наленч-Неселовский.
Что касается экспериментов при составлении концертных программ, то, как объясняет дирижер, в репертуаре польских оркестров очень много произведений современных польских композиторов. Одни из самых исполняемых авторов – Пендерецкий, Лютославский, Гурецкий. Если музыканты исполняют какое-то новое произведение, его стараются обрамить в более доступный музыкальный репертуар, чтобы не испугать публику. А если весь концерт посвятить современной музыке – слушателям будет не с чем сравнивать. А классика хороша во все времена.
В Украине практически не говорят о классической музыке
Нигде в мире симфонические оркестры не могут существовать без поддержки. Даже оркестры с громкими именами не в состоянии себя окупить. «Нью-Йорк Филармоник» дает двести концертов в год, цены на билеты довольно высоки. Выступления всегда приносят большие сборы, но доход от продажи билетов составляет всего лишь 20-25% годового бюджета оркестра.
В России, например, симфонические оркестры поддерживают президентские гранты, предусматривающие ежегодные крупные выплаты в течение трех лет. Правительство России регулярно выделяет дополнительные субсидии симфоническим оркестрам и отдельным исполнителям академического жанра, помогая выпускать музыкальные альбомы и проводить концерты.
«В Украине, к сожалению, осталась старая система финансирования оркестров – из государственного бюджета. Музыкальные ставки у наших музыкантов низкие, контрактной системы нет и близко. Нам необходимы новые инструменты, но об этом можно только мечтать. Играем на старых, приобретенных тридцать лет назад. Уже ни один год мы поднимаем вопрос о необходимости строительства нового концертного зала, но это мало кому интересно. К тому же в СМИ практически не говорят о классической музыке, на телевидении – полное её отсутствие»,
– рассказывает Владимир Сиренко, главный дирижер Национального заслуженного академического симфонического оркестра Украины, дважды номинированного на «Grammy».
На концертах украинских музыкантов в Киевской филармонии зал, рассчитанный на 600 мест, заполнен далеко не всегда – не хватает рекламы. На ТВ реклама доступна только для оркестров Владимира Спивакова и Юрия Башмета. К сожалению, на их концерты многим ценителям музыки попасть очень сложно. Кто себе может позволить купить билет за 2000 гривен?
Как отмечает дирижер, к счастью, об академической музыке в Украине еще пишут несколько газет, иногда – журналы. Но, согласитесь, для целого пласта культурной жизни – это практически ничего.
Больших симфонических оркестров в Украине всего девять. Новые оркестры в нашей стране появились после 1991 года: в Черновцах, Полтаве, Хмельницком, Тернополе, Ивано-Франковске. Эти оркестры находятся на полном государственном обеспечении. А насколько удается экспериментировать с репертуаром? Как объясняет Владимир Сиренко, репертуар оркестра не нуждается в особых экспериментах. Впрочем, для исполнения современной зарубежной музыки нужны деньги для аренды нотного материала.
Посмотреть по-новому на развитие музыки
В Украине создаются и негосударственные оркестры. Но это, скорее, исключение, чем правило. Например, четыре года назад в Киеве появился новый оркестр«New Era Orchestra», ломающий стереотипы о классической музыке, экспериментирующий с инструментами. Как рассказала певица Нина Матвиенко, она очень впечатлена смелым музыкальным репертуаром «New Era Orchestra», и в частности – его необычными прочтениями классики. Интересно, что этот проект – исключительно меценатский.
В конце 2010 года на пятом Национальном фестивале социальной рекламы оркестр признали лучшим «социально-ориентированным коммерческим проектом». Минувший год стал переломным для коллектива. Триумф на фестивалях «GOGOLFEST 2010», «Jazz in Kiev 2010», организованного Алексеем Коганом, успешные гастроли в Париже и Фонтебло (в рамках культурного проекта «Отец и сын», посвященному памяти Арсения и Андрея Тарковских), подтверждают: «New Era Orchestra» – один из интереснейших музыкальных коллективов в Украине.
С оркестром уже выступали знаменитая японская пианистка Кейко Матсуи, итальянский виолончелист Альберто Казадеи, заслуженный артист России Алексей Гориболь (фортепиано), латвийская скрипачка Яна Озолиня и виртуозный вибрафонист Андрей Пушкарёв, выходец из Украины, солист коллектива «Kremerata Baltica», обладатель премии «Grammy».
Как объясняет художественный руководитель и дирижер оркестра Татьяна Калиниченко, «New Era Orchestra» –это нечто среднее между камерным и симфоническим оркестром, способным исполнять классику от «Баха до Оффенбаха», этнику, авангард, андеграунд и… саундтреки к культовым фильмам. В репертуаре оркестра есть и классические произведения, ведь, как говорит дирижер, нет ничего более сложного, чем исполнение Баха, Гайдна, Моцарта, Генделя и Вивальди.
Но предпочтение руководитель коллектива отдает современным европейским авторам, в частности – произведениям Джованни Соллима (Италия), Георгса Пелециса (Латвия), Леонида Десятникова и Владимира Мартынова (Россия), Питера Брейнера (Канада), Джона Тавенера (Великобритания), Йоуна Лейфса (Исландия). Эти имена малоизвестны широкой украинской публике, но их хорошо знают в Европе.
Специально для оркестра в рамках проекта «Арт-коллекция «ВАВИЛОН» были приобретены партитуры и заказаны аранжировки более 60 музыкальных произведений, ранее не звучавших в Украине.
«Меня часто спрашивают, почему я решил создать целый оркестр, ведь это коммерчески не выгодное предприятие. Во-первых, мне нравится классическая музыка. Во-вторых, никто в Украине серьезно подобными проектами не занимался.
Мне обидно, что у нас к классической музыке относятся как ко второстепенному виду искусства. А ведь классика, на мой взгляд, является концентрацией накопленного человеческого опыта, если хотите, мудрости. Сейчас у «New Era Orchestra» есть сложность только в одном – в поиске финансирования. А вот проблем с талантами у нас, слава Богу, нет»,
– рассказывает Андрей Ризоль, основатель оркестра «New Era Orchestra» (кстати – внук знаменитого баяниста Николая Ризоля).
В 2010 году оркестр триумфально выступил в Париже, представив публике проект «Дни Тарковских» – саундтреки к фильмам Андрея Тарковского «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» для камерного оркестра, электроники, тампуры, «rain maker» и колесной лиры
Музыканты «New Era Orchestra» по-новому смотрят на развитие классической музыки и к апрелю 2011 года собираются выпустить свой первый студийный альбом…
Ксения Мелешко, “Главред”