Оркестр Лейпцигского Гевандхауза под управлением главного дирижера Риккардо Шайи выступил в октябре на столичных сценах Австрии, Франции и Великобритании.
Гастроли одного из старейших и уважаемых коллективов Германии всегда становятся подлинным художественным событием в истории концертного сезона той или иной страны.
В знаменитом Золотом зале Венского «Музикферайна» маэстро Шайи представил публике три концертные программы, составленные из произведений Вольфганга Амадея Моцарта и Рихарда Штрауса. На первом из этих вечеров мне удалось побывать.
Симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Дон Жуан», вдохновленная лирикой Николауса Ленау, прозвучала в интерпретации Риккардо Шайи и лейпцигского оркестра необычайно свежо, с подчеркнутым драматизмом и бурей эмоций.
Дон Жуан Штрауса не ищет поисков удовлетворенности. Скорее, этот человек предается чаяниям самой жизни, его пылкие чувства любовной страсти ярко выражены в музыке композитора, что было особенно заметно в колоритной игре Гевандхауз оркестра.
Выдающийся румынский пианист Раду Лупу солировал в Фортепианном концерте Вольфганга Амадея Моцарта до мажор, KV 467. Исповедальная манера игры музыканта, его мягкое и благородное туше в сочетании с бисерной техникой позволяют говорить о неисчерпаемости виртуозного мастерства этого уникального артиста.
Риккардо Шайи вместе с музыкантами Гевандхауз оркестра внимательно слушали игру Раду Лупу, следуя в аккомпанементе его агогике музыкальных фраз и нюансировке. Нечасто можно наблюдать такой удивительный процесс сотворчества между музыкантами. Дирижер инстинктивно чувствовал солиста и феноменально вел за собой оркестр, созерцая музыку Моцарта во всей ее первозданной красоте.
Программу вечера завершило масштабное оркестровое полотно Рихарда Штрауса – симфоническая поэма «Жизнь героя». Премьера сочинения прозвучала 3 марта 1899 года во Франкфурте-на- Майне. Дирижировал сам автор. Весьма оригинальна сюжетная канва поэмы: герой в поисках возлюбленной сталкивается с враждебным ему миром в лице критиков-злопыхателей, и, наконец, уходит на покой, оставляя земной мир.
«Жизнь героя» – автобиографическое произведение Рихарда Штрауса, ярко отражающее эпоху жизни композитора.
Ромен Роллан находил в оркестровой фреске Штрауса стремление к совершенству:
«Одержанная победа убедила героя в собственной силе; его гордость безгранична; он превозносит себя, не замечая более разницы между действительностью и своими безмерными мечтами, совсем, как и тот народ, отображением которого он является…»
Пышный пафос этой поэмы был несколько чужд и самому Штраусу, между тем сочинение обрело успех и популярность во всем мире.
Эта сложнейшая партитура изобилует всевозможными средствами оркестрового письма, яркой тембровой палитрой и грандиозностью замысла.
Звучание оркестра Гевандхауза отличалось объемностью и широтой. Риккардо Шайи был строг и одержим за пультом коллектива. Его аристократичные жесты и властный взгляд гипнотически воздействовали на оркестрантов, увлеченных музыкальным материалом поэмы.
Скрипач Франк-Михель Эрбен, концертмейстер оркестра, превосходно исполнил виртуозные соло-каденции, воспевающие капризную «Паулину», подругу Героя.
Заключительные звуки фанфар, возвещающие гимн красоте и гармонии, погрузили Золотой зал Вены в состояние экзальтации и апофеоза.
Шквал бурных аплодисментов раздался вслед за этими торжественными аккордами, публика приветствовала исполнителей продолжительными овациями.
В следующих программах концертов Лейпцигского оркестра Гевандхауза принимали участие известные инструменталисты: Мартин Фрёст (кларнет) и Кристиан Тецлафф (скрипка).
Гастроли коллектива завершатся 20 октября на сцене Лондонского Барбикан-холла (Великобритания).
Виктор Александров, Вена (Австрия), ClassicalMusicNews.Ru