В истории Зальцбургского фестиваля, перевалившего в эти выходные за середину, открылась новая эпоха: композитор, дирижер и продюсер Петер Ружичка, возглавлявший форум в течение пяти лет, уступил место интенданта режиссеру Юргену Флимму.
Еще задолго до того, как занять новый пост, Флимм критиковал своих предшественников. В первую очередь – за прошлогодний цикл “Моцарт 22”, в рамках которого все оперы Моцарта были показаны с большим или меньшим успехом. Одну из них – “Свадьбу Фигаро” – Флимм все же сохранил в фестивальной программе этого года, носящей загадочное название “Темная сторона разума”.
“Линия жизни и метафизика судьбы” – так назывался абонемент, представленный одним из московских оркестров пару лет назад. Универсальное название цикла позволяло включать в его программу какую угодно музыку, и с этой точки зрения “Темная сторона разума” ничуть не хуже. Правда, среди опер Моцарта подобная тема скорее подошла бы “Дон Жуану” или “Волшебной флейте”, нежели “Свадьбе Фигаро”. Зато в такой контекст вполне укладываются “Вольный стрелок” Вебера и “Евгений Онегин” Чайковского, поставленный в Зальцбурге впервые за всю историю фестиваля.
Без малого год назад перед премьерой “Онегина” в Большом театре в постановке Дмитрия Чернякова столичные театралы волновались: отправит ли Татьяна свое письмо Онегину sms-кой? Зальцбургский “Онегин” реализовал эту бредовую фантазию, хотя и не вполне буквально: Татьяна (Анна Самуил) печатает письмо на машинке.
Кстати, тоже к вопросу о темной стороне разума: грезы, как известно, нередко сбываются – с определенными поправками, как в данном случае. Онегина поет великолепный шведский баритон Петер Маттеи, Ольгу – наша соотечественница Екатерина Губанова, а Гремина – суперзвездный итальянский бас Ферруччо Фурланетто. Дирижирует Даниэль Баренбойм; он также представит в Зальцбурге ряд программ c концертами, мастер-классами и круглыми столами, проект “Западно-Восточный диван”, в котором участвуют десятки музыкантов из Израиля и арабских стран, а накануне закрытия продирижирует Венским филармоническим оркестром.
Еще две оперы, оказавшиеся в фестивальной программе, – “Армида” Гайдна и “Бенвенуто Челлини” Берлиоза. О них “Газета” еще расскажет в ближайших номерах, пока же можно отметить, что оба спектакля не обошлись без потерь. Команду “Армиды” по причинам личного характера покинула Патрисия Петибон (правда, она собирается дать сольный концерт), а в опере Берлиоза отказались участвовать Нейл Шикофф и Веселина Казарова.
Отменили выступления Михаил Плетнев, Анна Нетребко и Роландо Вильясон. Но концертная программа настолько богата, что на ее фоне невнятная консервативность оперного раздела кажется не такой уж и бедой. Более того, крупнейшее событие всего фестиваля, возможно, состоится именно в рамках концертной программы, за которую отвечает Маркус Хинтерхаузер.
В этом году Хинтерхойзер стал инициатором двух спецпроектов. Один из них посвящен музыке Шумана, компанию которому составили композиторы от Мендельсона и Вагнера до Берга и Куртага и исполнители такого калибра, как Пьер-Лоран Эмар, Томас Цетмайр и Инго Мецмахер.
Другой проект посвящен Джачинто Шелси – он завершится грандиозным представлением “Новое вино из Италии”, которое по мотивам музыки Шелси ставит выдающийся современный режиссер Кристоф Марталер. Не исключено, что ему удастся заткнуть за пояс всех, кто в этом году работал в Зальцбурге над операми. Как всегда, ожидается целое созвездие дирижеров и солистов: Марис Янсонс, Зубин Мета, Саймон Рэттл, Николаус Арнонкур, Гидон Кремер, Мицуко Ушида, Томас Хэмпсон, Томас Квастхофф и даже Жерар Депардье.
Илья Овчинников, “Газета”