20 декабря 1910 года. Нижний Новгород. Многочисленная публика спешит в Коммерческий клуб (ныне – здание театра “Комедiя”. – Прим. ред.) – пропустить намеченное на восемь вечера в Грузинском переулке было нельзя.
А на следующий день рецензенты пророчески напишут:
“Для музыкальной жизни города этот концерт – целое событие. Потом, спустя годы, будут говорить о нем: “Мы видели и слышали самого Рахманинова…”
Сто буренок за рояль
Сегодня реликвия хранится в классе ансамблевой подготовки Нижегородского музыкального училища имени М. А. Балакирева (НМУ). И это не застывший музейный экспонат с вековой историей, а рабочий инструмент, на котором занимаются преподаватели и студенты.
По признанию некоторых педагогов училища, в часы самостоятельных занятий за этим роялем на них вдруг нисходит вдохновение, и музыка начинает литься сама собой. Студентов же охватывает трепет.
Первокурсники, узнав, что перед ними инструмент, на котором играл сам Рахманинов – неоценимая для отечественной и мировой музыки фигура, – боятся до него дотронуться: “А можно ли?”
“Стейнвей” – мечта любого музыканта, потому что это марка качества и как тогда, так и сейчас дорогое удовольствие. Естественно, когда приезжает такой исполнитель, как Рахманинов, ему поставят лучший рояль”,
– подчеркивает Андрей Куклев, замдиректора по учебно-производственной работе НМУ.
Если сегодня подобный инструмент оценивается в несколько миллионов рублей, то “Стейнвей”, прозвучавший декабрьским вечером 1910 года, приобрели незадолго до концерта Рахманинова за 2050 рублей 80 копеек.
https://www.classicalmusicnews.ru/articles/istoriya-steinway-sons-ot-ferentsa-lista-do-evgeniya-kisina/
Чтобы понять, сколько это, достаточно сказать, что в ту пору в Нижегородской губернии теленок стоил 5, а корова – 15-20 рублей, что позволить себе мог далеко не каждый нижегородец. Стоимость сего инструмента вполне тянула на треть цены каменного дома в центре Нижнего Новгорода.
Дальновидный вклад
Есть две версии появления этого рояля в Нижнем Новгороде. По одной из них, в 1907 году инструмент был подарен одним из директоров Нижегородского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) Александром Николаевичем Глассоном в честь преобразования Музыкальных классов в Музыкальное училище.
Преподавание в Музыкальных классах, правопреемником которых является сегодня НМУ, в Нижнем Новгороде было открыто 12 ноября 1873 года.
“Идея организации музыкального образования в Нижнем Новгороде принадлежит директору Московской консерватории Николаю Григорьевичу Рубинштейну, который в 1872 году приехал сюда с концертом”,
– уточняет Андрей Куклев.
Уже весной 1873 года открывается Нижегородское отделение ИРМО, а спустя несколько месяцев при нем заработали Музыкальные классы, первыми учениками которых стали взрослые отпрыски нижегородских купцов и дворянства.
Развивать же музыкальное образование в Нижнем Новгороде Рубинштейн направил своего ученика Василия Юльевича Виллуана – скрипача, пианиста, композитора, дирижера и ученика Чайковского.
Великий подвижник Виллуан лично собирал ноты и инструменты, оплачивал из своих средств уроки некоторых учащихся. Именно его усилиями в 1907 году Музыкальные классы были преобразованы в училище, которым он руководил до 1918 года. Он и приобрел, по другой версии, рояль “Стейнвей” в собственность Нижегородского отделения ИРМО, при котором работали Музыкальные классы.
“История нашего училища началась 145 лет назад, когда усилиями Виллуана в здании Дворянского собрания на улице Большой Покровской (ныне ДК имени Свердлова. – Прим. ред.) открылись музыкальные классы. Училище неоднократно переезжало. Но в знаменательный 1910 год оно располагалось в Грузинском переулке.
Тогда здание принадлежало Нижегородскому коммерческому клубу, руководство которого, узнав, что у местного отделения ИРМО дела пошли в гору, затребовало за аренду классов для Музыкального училища плату в 600 рублей в год, что равнялось стоимости деревянного дома на окраине Нижнего Новгорода или годовой зарплате квалифицированного рабочего”,
– рассказывает заведующая отделением “Теория музыки” НМУ, кандидат искусствоведения Любовь Климентова.
Свел с ума нижегородок
К 1910 году, когда в Нижний приехал Рахманинов, концертная деятельность в городе уже была налажена. Организация всех гастролей целиком ложилась на плечи директора Нижегородского отделения ИРМО Василия Виллуана.
Он считал необходимым систематически проводить концерты и приглашать солистов из Москвы и Петербурга, с которыми договаривался благодаря своим обширным личным знакомствам.
Таким образом, Василий Юльевич популяризировал классическое искусство, демонстрировал учащимся лучшие образцы исполнительства и давал им понять, что занятия музыкой могли быть не только любительством, но и профессией.
Приезд по линии ИРМО с сольным концертом Сергея Рахманинова стал в 1910 году для Нижнего событием из ряда вон выходящим. 37-летний Рахманинов был уже состоявшимся музыкантом, вице-президентом главной дирекции ИРМО.
“Он уже сочинил знаменитые произведения, которые вошли в мировую классику фортепианной, вокальной, симфонической музыки. На концерте 20 декабря 1910 года он сыграл шедевры мировой музыки”,
— говорит Любовь Климентова.
Как писала потом нижегородская пресса, Рахманинов был неподражаем: для превосходного пианиста у него имеется много данных – могучий темперамент, техника, чрезвычайно тонкое понимание исполняемых вещей и совершенство выполнения. Много играл Сергей Васильевич и на бис, впечатление от игры было громадным, овации не утихали.
Антон Григорьевич Рубинштейн: “Не забывайте делать невозможное, чтобы достигнуть возможного”
Неудивительно, что под впечатлением от концерта Рахманинова супруга Виллуана Зиновия Ивановна написала композитору восторженное письмо, ответ на которое уже через 10 дней пришел в Нижний Новгород от жены музыканта:
“Многоуважаемая Зиновия Ивановна! От души благодарю Вас за любезное письмо. Мне было очень приятно узнать, что мой муж имел большой успех в Нижнем и что Вам понравилась его игра. Вы совершенно правы, предполагая, что такие вести всегда приятно слышать, тем более когда они проникнуты такой искренностью. Вот за эту искренность я и хочу больше всего поблагодарить Вас”…
Всякий раз на новое место прописки с музыкальным училищем переезжал и рояль, за которым когда-то сидел великий русский композитор. По словам специалистов, сегодня кроме рахманиновского в НМУ старинных “Стейнвеев” в Нижнем Новгороде больше нет. Да и вообще “Стейнвеев” в Нижегородской области не больше десятка.
Валентин Будашов, заведующий мастерской по ремонту музыкальных инструментов НМУ:
“Инструмент фирменный, настоящий, сделан в США. Филиалов Steinway & Sons в России не было никогда. Ручная работа. Это малый концертный рояль, клавиши которого выполнены из кости и черного дерева, молоточки – из красного дерева, дека – резонансной ели, струны – пружинной стали.
Инструмент и по сей день представляет огромную ценность. Он получил определенный технический износ, но очень близок к своему первоначальному изданию. Конечно, нужна реставрация. На нее потребуется порядка 300 тысяч рублей.”
Иван Степанов, Российская газета