В этом году вся Россия активно отмечает 150-летие со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова. Ведущие музыкальные инстанции проводят фестивали, концерты, организовывают циклы лекций, посвященные композитору.
Особый интерес вызывают редкие сочинения автора — например, в феврале в Большом зале Московской консерватории прошел концерт «Молодой Рахманинов», на котором публике были представлены ранние опусы Сергея Васильевича и даже одна мировая премьера.
Программу с одноименным названием представила 3 сентября 2023 в Рахманиновском зале Московской консерватории известный музыкант, автор блога «Записки пианистки» Ольга Иванова.
Собственно говоря, просто концертом назвать это мероприятие язык не поворачивается. Это полноценный музыкально-литературный вечер. Основой программы стала не только музыка Рахманинова и композиторов его круга, но прежде всего отрывки из уникальных документов — писем Сергея Васильевича и его друзей, которые звучали в глубоко прочувствованном исполнении чтеца Святослава Оводова.
Слушатели, заполнившие зал, погрузились в атмосферу юности Рахманинова, эпоху становления гения, побывали в его «творческой лаборатории» и почувствовали свою сопричастность внутреннему миру автора. Они перемещались то в волшебные уголки Ивановки и наслаждались ее великолепными пейзажами, то оказывались в уютной гостиной, где знакомились с музыкальными вкусами Сережи.
Благодаря живому повествованию знаменитые композиторы как будто утратили свою пафосность и предстали перед публикой простыми, земными людьми — например, оказалось, что молодой Антон Аренский, который уже преподавал в консерватории гармонию, был очень застенчив и даже разрешал своим ученикам делать параллельные квинты, потому что «это красиво»! Словом, в этот вечер случился настоящий экскурс в прекрасное прошлое и состоялось новое знакомство с нашими классиками.
И все это произошло благодаря Ольге Ивановой. Даже такие известные творения, как «Сирень», «Не пой, красавица, при мне» , «Ночью в саду у меня», Прелюдия до-диез минор у нее звучат не банально, а с какой-то невероятной свежестью, истинным вдохновением и подлинной романтичностью, которые присущи именно самой молодости. Пианистка выступила в роли своеобразного проводника в манящий мир Сергея Рахманинова.
Ее помощниками стали лучшие молодые артисты нашего времени — сопрано Александра Петровская и Элеонора Макарова, тенор Давид Саникидзе, скрипачки София Федотова и Дарья Ушакова, виолончелист Михаил Пейсель. Вместе они подарили слушателям прекрасный букет мелодий из шедевров и малоизвестных произведений.
К последним, несомненно, относятся четыре импровизации Рахманинова, Аренского, Глазунова и Танеева. Их суть заключается в том, что каждый из композиторов должен был написать на листке бумаги строчку импровизации, которую по порядку продолжили бы остальные. Именно таким образом родились эти уникальные коллективные сочинения.
Слушателям на концерте было весьма любопытно угадывать по характеру, языку мелодии авторство того или иного композитора— вот, например, меланхоличный Аренский, а вот скерцозный Глазунов или чистый полифонист Танеев. Этот музыкальный ребус стал центральным номером программы.
И отдельная веха программы — сочинение самой Ольги Ивановой «Алеко-фантазия» на темы из оперы Рахманинова. Моментально узнаваемые мотивы из творения молодого автора здесь слились в сочный и насыщенный юношескими эмоциями коктейль.
Этот вечер публика запомнит надолго — своей тёплой музыкальной атмосферой, особенным форматом. Талант Ольги Ивановой по-настоящему многогранен — она не только прекрасный, чуткий музыкант, но и отличный организатор. И пусть нас ждет еще много ярких ее проектов!
Филипп Геллер