18 декабря 2022 в ДК Рассвет состоялся сольный концерт пианистки Ольги Ивановой «Барочная поэма. Рамо, Бах».
Молодая, но уже известная пианистка и композитор, лауреат многочисленных международных конкурсов, автор блога «Записки пианистки» на YouTube в этот вечер доказала, что музыка трехсотлетней давности может быть интересна и понятна современной аудитории.
В зале было много молодежи, которая с удовольствием слушала музыку великих композиторов эпохи барокко. Пианистка устроила своеобразный диалог между ними — классики спустились с небес и вступили в беседу с помощью звуков. А проводник дополняла их мысли с помощью импровизаций в повторах, которые существенно «обогатили» разговор.
Удивительно, насколько музыкант тонко чувствует стилистику Баха и Рамо — их сочинения звучали свободно и естественно. Казалось, это ее старые друзья, с которыми она общается и взаимодействует каждый день.
Слушатели концерта перенеслись из современного зала ДК в роскошный барочный дворец. Но во всем этом великолепии присутствовала невероятная легкость и воздушность — именно та, которая присуща творениям мирискусников. Привычной архитектоничности и строгости, к которым мы привыкли в большинстве интерпретаций музыки барокко, здесь не было — слушатели погрузились в энергетическое пространство, наполненное свободой, эфирностью и главное – любовью.
От всей этой красоты зал не дышал и был полностью погружен в таинственное волшебство звуков рояля. Центральным произведением программы стало Entrée de Polymnie Рамо из оперы «Бореады» в авторской транскрипции пианистки.
Перед началом концерта она рассказала про впечатления знаменитого дирижера Теодора Курентзиса от этой музыки — у него она ассоциируется с изображением рассвета на земле. И, действительно, такой нежности и тонкости, совершенно небесной, у Рамо еще слышать не приходилось. А известные его пьесы – «Тамбурин» и «Перекличка птиц» под руками Ольги Ивановой прозвучали так, как будто родились здесь и сейчас. С некоторой долей галантной театральности, но без ненужного романтического пафоса был исполнен гавот и шесть дублей — и снова звуки плавно перетекали один в другой.
Музыке Баха в интерпретации пианистки свойственна удивительная акварельность и мягкость — ее словно окутывает рокайльная дымка. В программе концерта были представлены: ария «Овцы могут спать спокойно» из кантаты BWV 208, прелюдия и фуга e-moll из 1 тома ХТК, фантазия и фуга a-moll BWV 904,маленькая прелюдия F-dur, партита B-dur BWV 825.
Все эти сочинения словно открылись заново — особенно партита, которой Ольга закрывала программу. Прелюдия, аллеманда, куранта, сарабанда, два менуэта и жига были исполнены без той излишней педантичности, которая сейчас культивируется.
Концерт получился тематически выстроенным и по-настоящему вдохновенным. Прекрасный проект Ольги Ивановой «Барочная поэма» достоен продолжения. Такие мероприятия — радость для простого слушателя и особенное удовольствие для профессионалов и ценителей классической музыки.
Филипп Геллер