В Тольятти прошел X Международный фестиваль камерной музыки “Ирина Кандинская и “Персона” приглашают…”
Журнал «Музыкальная жизнь» неоднократно освещал события в этом уникальном месте, именуемом Культурным центром «Персона». Уникальном не только в культуре Тольятти, но и России в целом, так как «Персона» – это редкий пример меценатства в сфере академической музыки в России.
Напомним фактологию: в 2002 году тольяттинский бизнесмен Сергей Викторович Ботов, искренне любящий классическую музыку, построил в здании своего пивного завода камерный музыкальный зал, заказал и установил рояль фирмы «Бехштейн», и стал проводить благотворительные концерты – так называемые «музыкальные четверги», которые быстро нашли свою постоянную аудиторию.
В концертном зале «Персоны» выступали самые разные музыканты, от маленьких детишек, которые еле доставали до клавиатуры рояля, до всемирно известных мастеров – таких, как Дмитрий Башкиров, Андрей Гаврилов, Наталия Гутман, Алексей Наседкин, Элисо Вирсаладзе, Денис Мацуев, Владимир Тропп, Михаил Гантварг. Каждое такое выступление становилось событием для всего города.
Но этим деятельность центра не ограничивается. В «Персоне» представлял свои постановки театр «Вариант», показывали балетные композиции учащиеся хореографической школы Майи Плисецкой, устраивались творческие встречи, мастер-классы. А с 2006 года в «Персоне» проводится фестиваль камерной музыки, художественным руководителем которого является профессор Московской консерватории, пианистка Ирина Кандинская.
Нынешний фестиваль – десятый, юбилейный, и праздничным настроением были окрашены все программы. В них не было какой-то сверхконцепции: собрались музыканты, которые полюбили за годы это место и заранее оставили в календаре пустые клеточки, чтобы приехать в Тольятти подарить свое искусство местной публике и самим подзарядиться позитивными эмоциями.
Среди участников были «старожилы», поднимавшие фестиваль с Ириной Кандинской: пианист Александр Осминин, альтист Федор Белугин, скрипачка Анна Кандинская. Примерно с пятого фестиваля в семью вошел Квартет имени Ойстраха, затем артисты оркестра «Виртуозы Москвы», солисты-духовики из Госоркестра…
Для юбилейного года эти музыканты решили погрузить публику в глубины романтических переживаний. Квартет № 2 Мендельсона, Квинтет Франка, Секстет Брамса, «Просветленная ночь» Шёнберга, Вступление к опере «Каприччио» Рихарда Штрауса. Такой выбор свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне фестиваля, о подготовленности слушателей, которых в эти дни не вмещал зал «Персоны».
Особую радость доставляют детские концерты, когда видишь, как год от года развиваются юные музыканты, взрослеют, обретая мастерство. Тольяттинских чудо-детей мне доводилось встречать в весьма солидных проектах (например, Юношеском оркестре Юрия Башмета), а иные уже учатся в столичных школах и вузах. На фестивале мы услышали одаренных скрипачей Евгению Николенко, Никиту Воронова, пианистов Дарью Маламайкину, Анастасию Атласову, Анну Ботову. Пятилетняя кроха Настя Белугина вышла на сцену с папой Федей, и этот трогательный дуэт скрипочки и альта не мог не вызвать умиления.
Состоялся яркий дебют 10-летнего музыканта из Крыма Матвея Блюмина. Он выделился безусловной лидерской позицией, крепкой технической подготовкой и артистической смелостью. Играя первую часть «Испанской симфонии» Лало на заключительном гала-концерте, он ничуть не тушевался и уверенно вел диалог с симфоническим оркестром. Думается, мы еще не раз услышим Матвея, имеющего все задатки, чтобы покорить большие сцены.
Вырвался на юбилей давний друг «Персоны» французский пианист Жан-Бернар Помье. Он предложил вниманию публики четыре сонаты Бетховена, сыграв их в несколько непривычной манере: элегантно в техническом плане, но эмоционально сглажено. Открыла вечер Соната № 16, ставшая бодрой преамбулой. Остинатные триоли «Лунной сонаты» напомнили у Помье скорее о традициях барочного прелюдирования, чем о трагической отрешенности перед лицом неизбежной скорби.
Ассоциации с баховским стилем продолжились в Сонате № 31, где первая фуга прозвучала по-органному мощно, с террасообразной динамикой, тяжелыми октавами в басах. В Ариетте Помье снизил порог звучности, но звук остался плотным, витальным, и финал лишь подчеркнул крепость конструкции, увенчав Сонату грандиозной радостной кодой.
Завершился фестиваль по традиции в Тольяттинской филармонии с участием городского симфонического оркестра под управлением главного дирижера Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликса Коробова. Приезда маэстро здесь ждут с особым чувством: он появляется как маг-волшебник, чтобы сотворить очередное «обыкновенное» чудо. Общение с ним – это всегда приличная доза адреналина: увертюра к опере «Сила судьбы» Верди прозвучала с захватывающим драйвом и поистине итальянской экспрессией.
В программе гала встретились редкие вещи, например, «Андалусийские сцены» Хоакина Турины для солирующих рояля, альта и оркестра, перенесшие нас в атмосферу Испании. «Закат дня», «Серенада», «Под окном» – части произведения «навевали» воспоминания о мистике южной ночи, были напоены страстными любовными признаниями.
Оркестр Тольяттинской филармонии был корректен, не давая увлечь себя в пылкое безрассудство, к которому были склонны титулованные солисты – Ирина Кандинская и Федор Белугин. А Феликс Коробов выступил посредником, примирив темпераменты.
В финале слушателей одарили букетом популярных мелодий. Вальяжный хан Кончак и удалой герой песни «Вдоль по Питерской» в исполнении баса Дениса Макарова, влюбленные девы – Лауретта из «Джанни Скикки» и Эльвира из «Дон Жуана» – в них без труда перевоплотилась сопрано Наталья Петрожицкая, чтобы «сразить» затем легаровской Джудиттой – великолепно спетой, сыгранной, станцованной.
Солисты Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко «на закуску» одарили томным дуэтом Дон Жуана и Церлины, и эффектно покинули сцену, продефилировав по залу под конвоем дирижера. Казалось бы – отличная точка в конце фестиваля, но Коробов приберег сюрприз. Им стало исполнение увертюры «Освящение дома» Бетховена – красивый подарок со смыслом, музыкальное приношение устроителям фестиваля – Кандинской и Ботову, подвижникам, фантазерам, благодаря которым мир становится чуточку лучше.
Правильно было бы закончить рецензию на «высокой ноте», но знаки препинания в «Персоне» расставились иначе, и восклицательным знаком стало не серьезное гала, а пьянящий шутками капустник – дань еще одной традиции фестиваля.
В этот раз его готовила музыковед Ольга Баутина, неизменная ведущая концертных программ, координатор фестивальных событий и просто незаменимый помощник во всех делах «Персоны». Вместе с ней мы «перелистали» наиболее памятные страницы капустников прошлых лет, вновь посмеялись и над бунтом кастрюль и сковородок из «Федориного горя», где активное участие принимал Жан-Бернар Помье, и над гротескными Малышом (Феликс Коробов) и Карлсоном (Анна Кандинская)…
В «Персоне» умеют веселиться, и уже с нетерпением ждут следующего года, когда артистическая братия вернется в Тольятти и завертит город в музыкальном угаре.
Евгения Кривицкая, “Музыкальная жизнь”