26 ноября 2017 в Камерном зале Московского международного Дома музыки с большим успехом прошел концерт Праздничного мужского хора Новоспасского монастыря под управлением Станислава Попова.
16 вокалистов исполнили духовные сочинения крупнейшего музыкального деятеля прошлого века Павла Чеснокова.
Вечер был приурочен памятной дате – 140-летию со дня рождения композитора, хорового дирижера и педагога, оставившего колоссальное музыкальное наследие. В концерте также прозвучали произведения его современников – С. Рахманинова , А. Гречанинова, А. Кастальского, а также его родного брата Александра Чеснокова. Звучали как оригинальные сочинения автора для однородного состава голосов, так и аранжировки.
У дирижера – только камертон. Один из старейших и уважаемых православных хоровых коллективов остается верным наиболее сложному жанру – музыке a capella.
В отличие от католического богослужения, где используется орган, канонические песнопения в православном храме всегда без инструментального сопровождения. Петь музыку a capella очень ответственно и сложно, имеет значение каждый тембральный полутон.
Решающую роль в этом достаточно элитарном формате играет акустика. Почему? Во время исполнения только живой звук, никакой звукоусиливающей аппаратуры. Если голос артиста напряжен, им труднее управлять, а это может повлиять на общий строй.
В Камерном зале Дома музыки своя, довольно сложная акустика – этот зал надо пробивать, он глухой и сухой. Здесь нет даже намека на эффект «эха», поэтому голос раскрывается совсем не так, как под церковным куполом, когда вокальные линии выстраиваются сами по себе, как на волшебном веретене ткут звуковое полотно из потрясающих аккордовых созвучий.
Но даже несмотря на скромные акустические возможности помещения (и вопреки бархату, в который обрамлен этот зал), хору Новоспасского монастыря удалось создать эффект парящего, свободного звука. А в торжественном гимне Чеснокова «С нами Бог» и вовсе казалось, что звук сошел откуда-то Свыше…
Конечно, в таком слаженном звучании хора есть большая заслуга художественного руководителя, регента Станислава Попова – незаурядного представителя академической дирижерской школы, хорошо разбирающегося в современной вокальной культуре и духовной музыке.
Будучи выпускником Академии хорового искусства, он вобрал в себя лучшие эстетические посылы своих знаменитых учителей, среди которых народный артист СССР Виктор Попов, кстати, промыслительно – его однофамилец.
Как опытный капитан, Станислав Попов ведет свой корабль через могучий вихрь “fortissimo” до внезапного умиротворения в “subito piano”. Артисты Новоспасского хора во всем следуют ему, уверенно держась на плаву в интересных, но довольно непростых для исполнения гармонизациях.
В концерте можно было услышать переложения на мужской хор самого маэстро: “Слава в вышних Богу” Гречанинова (op.71 №2), две части из “Братского поминовения” Кастальского.
Также коллектив плотно сотрудничает с современным композитором и аранжировщиком Максимом Котогаровым.
«Мы не повторяем те песнопения, которые исполнялись десять, пятнадцать, двадцать лет назад. Берем новые аранжировки и новые произведения для коллектива»,
– рассказывает сам С. Б. Попов.
Другая, очень важная особенность творческого почерка регента Станислава Попова – он не позволяет давить на звук. Возможно это и объясняет то, что у хористов остались силы и голос блестяще спеть концерт в день воскресной службы?
Согласно классическим канонам хор должен звучать как единое целое, нивелируя тембральность. Однако Станиславу Попову удается представить красоту каждой вокальной партии. Крупные, льющиеся через край штрихи-legato, филигранно точные, ясные жесты создают полное взаимопонимание и контакт дирижера с хором и солистами.
О солистах и пойдет дальше речь. Прежде всего стоит упомянуть работу басов-мастодонтов, на твердой опоре которых выстраивается вся архитектоника звука. Качественная и надежная работа басов – это мощный тыл для любого хора, тем более мужского.
В хоре есть свои звезды – так, в концерте наибольшее число сольных выходов было у Константина Бойко. В арсенале этого молодого оперного баса есть всё: харизма, богатый тембр, обширный диапазон и бесконечная кантилена.
Порадовали и солисты-тенора. В “Мати Божия” блестяще справился с альтовым соло (Чесноков писал его для мальчика-альта) Алексей Пятецкий.
“Ангел вопияше” исполнил заслуженный артист России Сергей Зайцев, обладающий редким голосом, звонкого полетного тембра, артистизмом, и что немаловажно – кристально-чистой интонацией.
Концерт вела музыковед Елена Зайцева. Предложенные биографические фрагменты из жизни Павла Чеснокова позволили слушателям прикоснуться к историческому контексту исполненных сочинений, понять переломные моменты в жизни композиторов, задуматься о трагических судьбах начала XX века.
Хор Новоспасского монастыря закончил программу Многолетием Кастальского, которое тот посвятил Павлу Чеснокову, своему младшему собрату и коллеге.
В нем есть такие слова:
“Досточтимому сладкопения творцу, рабу Божию Павлу Григорьевичу, многия лета во славу Церкви православныя потрудившемуся подаждь Господи здравие и спасение…”.
В этот вечер Многолетие было посвящено всем гостям концерта.
Екатерина Андреас